О Концепции духовно-нравственного воспитания в школе

25.09.2020

Материал подготовлен
Механиковой Н.Н.,
старшим методистом МУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя»

О Концепции духовно-нравственного воспитания в школе
Хочу такой сайт



В проекте Федерального государственного образовательного стандарта общего об¬разова¬ния духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся оп¬реде¬лены как за¬дачи первостепенной важности. Согласно требованиям ФГОС в структуру основной образо¬ва¬тельной программы обра¬зова¬тельного учреждения включается Программа воспита¬ния и социали¬зации обучающихся. В этой связи процесс образования понимается не только как процесс усвое¬ния системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития лич-ности, принятия ду¬ховно-нравствен¬ных, социальных, семейных и других ценностей. ФГОС устанавливает, что про¬грамма воспитания и социализации должна быть на¬прав¬лена на духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к на¬цио¬нальным россий¬ским ценностям, ценностям своей этнической, конфессиональной и/или культурной группы, об¬щечеловеческим ценностям в контексте фор-мирования у них иден¬тичности гражданина России. Воспи¬тание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, а, напротив, должно быть ор¬ганично включено в него. Это позволяет выделить основные результаты воспитания, вы¬ражен¬ные в терминах клю¬че¬вых воспитательных задач. Их содержание отражает основные на¬правле¬ния развития личности:
- личностная культура;
- социальная культура;
- семейная культура.

Личностная культура – это
• готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, по¬ни¬ма¬нию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению. Реа¬лизация творче¬ского потенциала в ду-ховной и предметно-продуктивной деятельно¬сти, социальной и про-фессиональной мобильности на основе непрерывного обра¬зования и универсальной духовно-нравственной установки – «становиться луч-ше»;
• готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную пози¬цию, кри¬тически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
• способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе мо¬раль¬ного выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлен¬ность и настой-чивость в достижении результата;
• трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению труд¬но¬стей;
• осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, не-терпи¬мость к дейст¬виям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физиче¬скому и нравст¬вен¬ному здоро¬вью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать.
Семейная культура – это
• осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей при-надлежности к на¬роду, Отечеству;
• понимание и поддержание нравственных устоев: любовь, взаимопо-мощь, почита¬ние родите¬лей, забота о младших и старших, ответствен¬ность за другого;
• бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.
Социальная культура – это
• осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духов¬ных и нравственных ценностей;
• вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколе¬ниями;
• адекватное восприятие ценностей общества: прав человека, правового государства, цен¬но¬стей семьи, честности судов и ответственности власти, гражданского обще¬ства;
• готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;
• развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
• способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному са¬моопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, родителями, будущими поколе¬ниями;
• забота о преуспевании единого многонационального российского на-рода, поддержа¬ние ме¬жэтнического мира и согласия.
Что же представляет собой духовно-нравственное воспитание в современной школе? Ка¬кие задачи оно способно решить, на основании каких ценностей и принципов может осу¬ществ¬ляться?

Новая цивилизация и новое воспитание
В 1991 году с приходом «перестройки» рухнули сложившиеся за многие десятиле¬тия сте¬реотипы, исчезли старые механизмы сдерживания асоциального, разрушительного по¬ве¬дения. Быстрый демонтаж советской идеологии и попытки перенять западный образ жизни нарушили духовное единство общества, деформировали моральные нормы и нрав¬ственные установки. Были подорваны ценности старшего поколения, изменились жизнен¬ные приори¬теты молодежи, обыч¬ным стало проявление нега-тивного отношения к закону, труду, государ¬ству. Западные стандарты потребитель¬ства и утилита¬ризма, массовой культуры (культуры толпы), размывания нравствен¬ных ус¬тоев, торгашеского поведения пред-принимательского класса глубоко проникли и в наше общество, особенно в среду молодого поколения.
Заметное ослабление государственной власти принесло вседозволен-ность, ослабле¬ние обя¬зательств человека перед государством и обществом, законом и ближним. Резко снизился уро¬вень гражданского согласия, общественной кон¬солидации, без которых не¬возможно эффек¬тивное развитие любого на¬рода.
Хранителями системы ценностей и главными факторами консолидации народа все¬гда явля¬лись религия и культура, семья и образование. Изменение самих себя – задача, которая сегодня стоит перед обществом и достижи¬мость которой в большой мере зависит от возраста людей. Чем моложе человек, тем ве¬роятнее успех в обновлении его системы цен¬ностей. Ребенок школьного возраста наибо¬лее восприимчив к эмо¬ционально-ценностному разви¬тию, гражданскому воспита¬нию, причем недостатки развития и воспитания в этот пе¬риод жизни трудно восполнить в по¬сле¬дующие годы. Пережитое и усвоен¬ное в детстве отли¬чается наи-большей психологиче¬ской устой¬чивостью. Поэтому мы должны в детском инстинкте пробудить духовность, сформировать в де¬тях ту систему нравственных и ду¬хов¬ных установок, тех поведенческих компонентов культуры, вокруг которых постепенно можно будет через поколение консо¬лидировать все обще¬ство, весь народ. Школа – единственный институт, через который про¬ходит вся нация и который тем самым дает уникальный шанс «изменения самих себя» через систему общего образова-ния.
Таким образом, в эпоху ослабления религии, семьи, культурных «стя-жек» обще¬ства новая будущая школа России должна рассматриваться как важнейший социальный ин¬ститут социо¬культурной модернизации России.

1. Что такое ценностные установки и нравственность?
Ценности – это убеждения, устойчивое и укорененное отношение к че-му-либо или кому-либо, сознательные действия и деятельность во имя чего-то. Это – вера, чувство со¬вести, обязан¬ность и ответственность (чувство долга и готовность отвечать за его выпол¬нение), нравственные идеалы, принципы, различение хорошего и плохого, благодатного и греховного. Это – и доброде¬тель – одно из основных понятий в этике Аристотеля, кото¬рый различал интеллектуальную доб¬родетель (мудрость) и нравственную добродетель (честность, доброта, неподкупность, прямота), определявшие мудрое и одобряемое всеми отношение человека к себе и другим людям (к ближ¬нему).
Они служат общими правилами для управления поведением человека, семьи, групп людей, народов. Они служат нравст¬венными ориентирами в процессе принятия решений, в действиях и оценке действий, со¬бытий, взглядов и точек зрения.
В этом плане ценности являются важнейшими институтами общества, «рамочным поряд¬ком», определяющим нормы и правила его существования и развития. Ценности и их «рамоч¬ная» функция фактически существовали всегда, во всех конкретно-историче¬ских социокультур¬ных условиях.
В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и вопло¬щался в об¬разе Христа, его заповедей, в главной книге человечества – Библии. Православ¬ная вера направ¬ляла и объединяла деятельность семьи, общины, народа и государства. Она про¬поведовала цель христиан¬ской жизни как приобретение духовной силы (стяжание Духа). И тогда, и сегодня ду¬ховность понималась именно как деятельность по осмыслению сво¬его «я» в поступках, в само¬творении сво¬его «я» до соответствия идеалам. В нем скрыт объяс¬няемый всеми рели¬гиями еди¬ный источ¬ник всего сущего на Земле, которое создавалось в единой последова-тельности: Дух – Жизнь – Разум. Гармония Духа и Разума всегда была основой гармонии Жизни. Ее нарушение вело к хаосу, к конфликтогенности в обществе и государстве, что стало особенно очевидным в ХХ веке.
Но в XVIII в. Россия превратилась в империю, в который государство подчинило своей власти церковь, поставив ее в ряд учреждений государст-венной службы. Теперь це¬лью христиан¬ской жизни в России становилось не только (и не столько) «стяжание Духа», сколько проповедь смирения перед властью и служения ей. Поэтому и воспитательный идеал подвергся «огосудар¬ствлению»: для император¬ской России был характерен идеал полезного государству, преданного императору и лишь потом - верующего в Бога гражда¬нина.
В советский период религия из этого идеала была вообще полностью устранена. Устраняя влияние церкви на личную жизнь, на духовное обуст-рой¬ство личности, подавляя религиозное сознание, советское государство само стало претен¬довать на роль новой вселенской религии. Фактически это был римейк имперского воспитательного идеала с марксистско-ле¬нин-скими идеологическими идолами вместо Бога. Он сохранил благодаря своему безду¬ховному влиянию в ценностной системе советских граждан многие из ее нелучших эле¬ментов, которые, в свою оче¬редь, достались советским идеологам от еще более древних времен.
Современная концепция образования должна акцентировать внимание нынешнего педаго¬гического сообщества не только на тех ценностях, которыми нужно обустроить ре¬бенка, но и на тех, от которых его следует уберечь и которых всё ещё очень много у окружаю¬щих его взрослых людей.
Нравст¬венность, как и культура, носит всеобщий характер, поскольку сосредоточи¬вает идеал поведения, отношений, действий, поступков, запретов, самоограничений и т.д. Нравст¬вен¬ность – эталон, задающий диапазон рефлексивных реакций. Чем уже этот диапазон, тем выше культура, тем надежнее система ценностей, тем сильнее она сплачи-вает на¬род. Идеал духовно-нравственного воспитания неизбежно отражает наши реакции на происхо¬дящие вызовы и изме¬нения, напрямую связанные с динамикой ценностных ус¬тановок. С какими вызовами мы сталки¬ваемся сегодня?
• Во-первых, это социальные изменения, воплощаемые в появлении от-крытой безрабо¬тицы, увеличивающегося социального неравенства, новых форм отчужде¬ния человека, с утратой некоторых и появлением новых прав, с появлением пред¬принимательского капитала, эф¬фективного и неэффективного бизнеса.
• Существенное снижение национального этического стандарта, выра-зившееся в повсе¬мест¬ном распространении коррупции, порнографии, наркомании, в скачке преступности, в маргинализации массовых культурных образцов, в сомнительных поведенческих приме¬рах, которые подают ведущие и неведущие политики, деятели культуры и спорта, чинов¬ники и офицеры спецслужб, особенно бизнесмены, в снижении этических требований к
материалам и программам СМИ.
• В-третьих, появление маргинальных молодежных групп и группировок с расист¬скими, ин¬фернальными установками, готовых к насилию, вандализму и правона¬рушениям.
• В-четвертых, объявление России войны со стороны международного терроризма, происхо¬дящее на фоне сепаратистских тенденций, появление радикальных ислами¬стских течений в разных регионах, обострение межэтнических отношений, общее повышение аг-рессивности ряда этносов под видом «новой» этнической идентифи-кации.
Можно продолжить этот печальный ряд. Но гораздо важнее понять, что все это ис¬ториче¬ские вызовы, с которыми столкнулось российское общество и с которым оно пока не справилось и не справляется.

2. Основные элементы национальных ценностей
а) Ценности, основанные на российском исторически отобранном опыте и являю¬щиеся уни¬версальными в нашей цивилизационной и национальной культуре (десять запо¬ведей, патриотизм, державность, государственничество, воинская доблесть, социальная солидар¬ность как – абсо¬лютное добро, межконфессиональная и межнациональная гармо¬ния, спо¬собность к самопожерт¬вованию, милосердие и др.).
б) Ценности, слабо или недостаточно укорененные, но особенно важные для на¬шего духовно-нравственного обновления (уважение личности, бережное отношение к жизни, порядочность, трудолюбие, способность к покаянию, правопослушание, социаль¬ная реф¬лексивность, диалогич¬ность с другими взглядами и др.).
в) Ценности, основанные на институциональной организации государства, обще¬ства и эконо¬мики (отношение к правам и свободам, моя собственность, твоя собствен¬ность, де¬мократия, гра¬жданское общество, рынок, конкуренция и д.р.).
г) Ценности в самом себе (я – единственный в своем роде, «отдельно созданный» по П.Б. Струве, не тождественный другим, осознающий смысл своей жизни, понимающий значение са¬моуважения, но и самодисциплины, самоограничения, ответственно приме¬няющий свои спо¬соб¬ности, возможности и права, способный отвечать за себя, свои по¬ступки и дея-тельность, стремя¬щийся к знаниям, здравому смыслу и взаимопониманию).
д) Ценности в ближнем (в другом индивиде): ближний тоже, как и я, «отдельно соз¬данный», ценный для меня, как и я сам.
е) Ценности общества, особенно ценные для меня (правовое государство, права и сво¬боды че¬ловека, диалогичность с другими культурами, всеобщие усилия и действия во имя всеобщего блага, признание обществом особой ценности семьи как источника любви и поддержки всех ее членов, как основы общества, в котором люди проявляют заботу о других).
ж) Ценности окружающей природной среды (понимание природы как источника жизни и бо¬гатства, источника вдохновения и прекрасного, понимание нашей обязанности сохранения и улучшения природной среды).
Возможно, данный перечень не является исчерпывающим. Но он достаточен, чтобы слу¬жить ценностной рамкой, ядром обновляемой духовно-нравственной культуры. Здесь перечис¬лено то главное, что формирует нравственного человека, о котором может мечтать любое обще¬ство.
Вместе с тем, эпоха знаниевого общества и знаниевой экономики уже фактически сформи¬ровали свои требования к «знаниевому человеку». Они обращены не к элите моло¬дых поколений, они обращены ко всем молодым людям. Формирование такого человека через воплощение этих требований по существу означает формирование иного народа, с иной культурой, с иными свой¬ствами, среди которых многие приобретают характер цен-ностных ориентаций. К таким свойст¬вам-ориентациям следует отнести:
- рефлексия, адаптивность к вызовам;
- умение учиться самому, навык саморазвития;
- бесстрашие к ответственности и бремени задач;
- умение держать слово;
- доверие, умение общаться, работать в сетях и командах, быть ассоциа-тивным че¬лове¬ком;
- чувство долга;
- гетерогенность интересов, мобильность, готовность к сменам ролей;
- умение выбирать.
По существу это всеобщие социальные компетенции, становящиеся обязательными для ка¬ждого «знаниевого человека». Но именно их всеобщность делает их ценностными, культурными ориентациями. Ведь культура и ценности носят всеобщий характер.

3. Основные принципы, механизмы и условия духовно-нравственного развития и воспитания ребенка
Большая плеяда выдающихся мыслителей России начала ХХ века, глу¬боко осознав¬шие су¬щество и корни глубочайшего кризиса российского общества, обозначили прин¬ципы духовно-нравственного воспитания.
Первым принципом духовно-нравственного воспитания в школе должно быть восста¬новление, реальная реабилитация понятия и принципа духовности не как мод¬ного направления, а как единодушно понимаемого всем образовательным сообществом и дру¬гими участниками обра-зовательной среды важнейшего понятия для нравственного обуст¬ройства молодого поколения.
Духовность – это не идея о чем-то внеземном. Это реальная дея-тельность, действие, реак¬ция ради действия, рефлексия, совершенствование, духовная ра¬бота над собой («ду¬ховное средо¬точие»). Это – волевое воплощение за¬дачи «собрать все отдельные силы в одно живое един¬ство». Это – взаимодействие личностей (индивидов), «результатом которого явля¬ются язык, НРАВЫ, науки и искусства», собирание (собор¬ность) во имя этого общего семьи, рода, народа.
Таким образом, духовность человека – это его внутренняя деятельность, совершае¬мая им постоянно внутри самого себя, обсуждающая себя и сравнивающая себя с идеалом, движущая самого себя к идеалу.
Отсюда выводится и второй принцип духовно-нравст¬венного воспитания – по¬стоянное мотивирование ребенка к «душеизучению и душепос¬тижению» в контексте идеала и идеаль¬ного. Литературными образ¬цами тех, кто был погружен в «душепостиже¬ние», являются Т. Ла-рина у А.С.Пушкина, П.Безухов, А.Болконский, К.Левин у Л.Н.Толстого, многие персо¬нажи Ф.М. Достоевского. Живыми же такими образцами в недавнем прошлом нашего народа были Д.С. Лихачев и А.И.Солженицын.
Постоянная забота школы о том, чтобы уберечь детей от набора негативных цен¬но¬стных установок нашего народа, по-прежнему живущих в его нынешних старших по¬ко¬лениях, - тре¬тий принцип духовно-нравственного воспитания. Этим установкам нельзя дать воспроизве-сти себя в нашей молодежи. Из этого следует необходимость по¬стоянно указывать на них в ре¬альной жизни, «подсвечивать» их лучом совести и душе¬пос¬тижения, воспитывать в детях при¬вычку негативной рефлексии на эти установки, не ис¬клю¬чая из этой «подсветки» никого из тех, кого наблюдают дети ежедневно и еже¬часно.
Четвертым принципом духовно-нравственного воспитания в школе должна быть по¬стоянная демонстрация всеми взрослыми сообществами школы образцового пове¬дения, образцо¬вого служения детям и людям в целом. Именно взрослые создают, излу¬чают в школе среду ду¬ховности, добропорядочности, правопослушания, умения сдержи¬вать ин¬стинкты и «лукавые по¬хотения», контролировать эмоции, бережного и добросер¬дечного отношения к окружающим.
В основе воспитания лежит нравственный пример педагога – в противном случае никакие воспитательные программы не будут эффективны. Моральные нормы, которыми учи¬тель руко¬водствуется в жизни и профессиональной деятельности, его отношение к своему труду, учени¬кам, коллегам – все это имеет первостепенное значение. Учитель должен быть уважаемым в об¬ществе человеком, а педагогическая профессия – престиж¬ной для молодежи. Государственный и социальный статус педагога, уровень его матери¬ального обеспечения не¬обходимо постоянно по¬вышать.
Школа должна взять за правило вовлекать в постоян¬ное взаи-модействие со своими взрос¬лыми сообществами всех родителей. Максимально воздейст¬вовать духовно на родителей, пол¬ностью включить их в воспитательный и «ду¬шепости¬гательный» процесс, сделать этот процесс единым для семьи и школы. Когда роди¬телям убедительно объяс-няют «хоро¬шую» ситуацию (с положением учи¬теля в постсо¬ветские годы, с отравляю¬щими элементами ок¬ружаю¬щей ребенка среды и т.д.), они все-гда начинают прозревать, осознавая, вероятно, почти впервые в своей жизни не только как родители, а как граждане суть этой ситуации и её последствия.
Конечно, это осозна¬ние приходит к ним потому, что они впервые видят эту си¬туа¬цию «сквозь» судьбу того, кто им дорог больше всего на свете, – своего ребенка. И тогда они на¬чи¬нают прозревать, что уповать на государство, чем 80 лет занима¬лись их мамы и папы и дедушки-бабушки, больше нельзя.
«Бли¬жайшая» среда воспитания ребенка должна быть семейно-школьной, консоли¬диро¬ванной и мощно воздействующей.
Пятый принцип - понимание «неближайшей» среды воспитания, т.е. конфессио¬нальные сообщества, СМИ, учреждения культуры и спорта, общественные организации, презентуемые через СМИ представи¬тели политики и бизнеса (и их поведение, их види¬мые «образы»), смыслы националь¬ного духовного и воспитательного идеала, описанные выше компоненты ценностных
ус¬тановок и ориентаций.
То доброе и вечное, что может быть посеяно в душе ребенка в се¬мье и школе, мо¬жет по¬стоянно подвергаться разрушению через вседозволенность раз¬влекательных коммерческих СМИ, через культурный авангард, третирующий и добро, и красоту во имя якобы свободы от культурных образцов, через отнюдь «необразцовое» поведение пред¬ставителей власти, осо¬бенно органов правопорядка. Ребенок, видя личный успех корруп¬ционера в богатстве, высоком стандарте материальной жизни, в карьере, становится пе¬ред соблазном легкого выбора и иных ценностей, и иного идеала жизнен¬ного пути, чем те, что пытаются формировать в нем школа и семья.
Выдающийся русский мыслитель И.А.Ильин писал: «Человек определяется тем, что он лю¬бит и как он любит». Сформировать в ребенке объекты его нравственных приорите¬тов, его предпоч¬тений, то есть объекты его любви – задача духовнопостигаемая и духов¬нотворимая. Её решение возможно лишь при постоянном (непрерывном) духотворении, осуществляемом средой, в кото¬рой он существует и которая постоянно воспроизводит ду¬хотворимое воздействие на ре¬бенка, создавая в нем, закладывая в нем «высшие предметы».
Это условие сегодня чрезвычайно сложно соблюдать, осознавая и на-блюдая различ¬ные эле¬менты окружающей ребенка среды. Ведь весьма часто среда (элемент среды) – это не столько сцена, на которую ребенок смотрит как зритель, сколько место, где он сам иг¬рает какую-то роль. И эта игра в огромной мере определяется правилами сцены, к кото¬рым ребенок должен приме¬няться и которым он, если нет в нем «духовного иммунитета», подчиняется.
Мы оши¬бочно придаем первостепенное значение такому элементу этой среды, как семья, полагая, что именно в ней будут заложены и, главное, устойчиво укоре¬нены ду¬ховные свойства ребенка. Увы, эта надежда хороша, если каждая семья в своем счастье и в своих несчастьях по¬хожа на идеальные толстовские семьи Константина Ле¬вина и Кити Щербацкой или Николая Рос¬това и Марьи Болконской, где ребенок играет роль «напол¬няемого духовным содержанием со¬суда».
Огромная часть нынешних реальных семей – те, кто добывает хлеб насущный и имеет ре¬сурс времени для воздействия на ребенка слишком ограниченный, не сопостави¬мый со школой. Но и этот ресурс в дошкольный период часто посвящают приготовлению ребенка к школе. А в школьный период уповают на школу как на отвечающую за всё: за обучение и воспитание.
Вме¬сте с тем, в значительной части семей воспитателями ребенка (осо-бенно в до¬школьный период) являются бабушки и дедушки. Их забота о физическом состоянии ре¬бенка очевидна, но миро¬воззренчески их влияние идет в контексте собственных нос¬таль¬гий по временам и собы¬тиям, гордиться которыми не следовало бы.
Наконец, идущая двадцать лет тенденция всё более час¬того распада семей отдает ребенка во власть других (помимо семьи) элементов окружающей его среды. Другие эле¬менты – «не школа, не семья», то есть, ТV, Интернет, улица, транспорт, това¬рищи. На этот элемент хорошо бы наносить знак крайней опасности, как на ящики, где упрятано нечто высоковольтное или отрав¬ляющее. Здесь ребенок играет роль зрителя, на-блюдателя, пре¬достав¬ленного самому себе, своим оценкам и открытиям.
Начнем с ТV. Это – сплошь и рядом либо копирование, либо клонирование, либо прямая трансляция американских образцов. Реклама на ТV уже про¬центов на 50 идет со скабрезными сценами, а отбор фильмов идет по принципу «числом поболее – ценою по¬дешевле».
Зло часто несут программы с вполне, как кажется на первый взгляд, ней¬тральными це¬лями, в частности, новостные программы. Взрослый ребенок видит и слы¬шит реплику веду¬щего по по¬воду авто «Майбах», на котором разъезжает Жириновский, а затем кадры, где Жири¬нов¬ский ис-теричным криком отвечает, что в Госдуме половина си¬дит миллиар¬деров. Он, ко¬нечно, «сдает» своих коллег по Думе, но говорит-то правду. У старшекласс¬ника возникает образ законодатель¬ной власти, к которой он уже в свои 15–17 лет прочно теряет уважение. Потом мы на¬чинаем со-крушаться по поводу правового ниги¬лизма моло¬дежи и её неучастия в выборах.
Пример с Жириновским – один из тысяч примеров того, как место, которое должны зани¬мать образцовые граждане (этому ребенка учат в школе), занимается теми, кто якобы непо¬силь¬ным трудом «заработал» миллиарды. После этих наблюдений ребенку в школе бу¬дут «впари¬вать» мысль о том, что нужно всю жизнь честно трудиться, и тогда к нему при-дет успех и ува¬жение окружающих.
В теленовостях – дня не проходит, чтобы не показать очередного пре-ступника в по¬гонах, но ре¬бенок (городской) видит их и в соседнем доме, наблюдая, как капитан мили¬ции (с ростом 170 см и весом в 120 кг) разъезжает на собственном «бумере».
Так какие варианты карьерной успешности предлагает школьнику жизнь на ТV-эк¬ране и на улице? Учителей на «Ауди», врачей на «Паджеро» или инженера на «Мерсе¬десе»? Вывод: безду¬ховных (антидуховных) воздей¬ствий на ребенка немерено, их обвола¬ки¬вающая пленка почти герметична для проникно¬вения сквозь неё «высших предметов». Тем не менее, сегодня государ¬ство наме¬рено поручить это проникновение школе.
Средства духовного и нравственного воспитания личности ребенка в процессе школьного образования многообразны. Начнем с их образовательных компонентов.

Социальное образование
В одной из лучших систем общего образования- Организации международ¬ного бака¬лав¬риата (в России есть несколько школ с программами ОМБ в Москве, Самаре и Перми) – есть учебная программа «Креативность, действие и служение». В ходе обуче¬ния по ней, дети выпол¬няют длительные проекты, социализирующие личность (спон-сорство, мило¬сердие, выха¬жива¬ние, благотворительность, помощь местному сообществу, престарелым, сверстникам-инва¬ли¬дам). Деятельность по поддержке обучающихся в том же классе де¬тям-сиротам или детям, ос¬тавшимся без попечения родителей, воплощаемая в проекте – один из лучших способов фор¬ми¬рования у детей приверженности к любви к ближнему (десятая заповедь Христа).
Сегодня, когда в России вновь превышены все «нормы» си¬ротства и детской за¬брошенно¬сти, включение школьников в эту деятельность имеет не только огромное цен¬ностнообразую¬щее, духовное воздействие, но и прямое влияние на социальное оздоров¬ление общества. Школьник, получающий устойчивый результат от такой деятельности, получает очень мощную социально-нравственную заряженность.

Патриотическое образование
Из всех образовательных компонентов воспитания - этот компонент наиболее сложный и дающий сегодня не слишком большой результат. Патриотизм – это чувство, а не единица зна¬ния. Это чувство моего Я в «месте» (в малой родине, в большой Родине, в месте рождения, про-ведения детства и т.д.), в сообществе (народности, народе, роде, се¬мье). Это особая категория среди разнообразных чувств любви и привязанности. А лю¬бовь это всегда двойное ожидание - «получения» чего-то от объекта любви и отчуждения себя в пользу такого объекта. Это своего рода «инвестиции и отдача от них». Человек любящий всегда чувственно привязан к тому, в кого и во что он «вложил». Ребенок, «вложивший» в свой класс (место), дорожит классом; «вло¬живший» в школу, дорожит школой; «вложивший» во двор (где он растет), дорожит двором, «вложивший» в семью - семьёй. Всё это – Его, Им создано, Им улучшено, Им обустроено. Са¬мый глубокий пат¬риот Отечества – тот, кто пролил за него кровь. Любить «место» - значит «вло¬жить» в него, либо крепко знать, что в него «вложили» родители, дедушки и бабушки (это «наш», семейный вклад, вклад рода). Патриотизм из «голого» знания не возникает, ибо это чув¬ство «моего», мною создаваемого и оберегаемого (наследуемого).
Но это «моё место» должно иметь свойства позитивные, предполагающие «от¬дачу» для того, кто «вложил». Один из выдающихся русских мыслителей (И.А.Ильин) отмечал, что должно быть что-то такое, за что надо любить Родину. Это «что-то» - часто довольно не¬простое для нынешнего состояния России, где человек, и в том числе ребенок, сталкива¬ется с немереной массой негативного.' В этой действительно непростой ситуации чрезвы¬чайно важно макси¬мально уменьшить приходящийся на ребенка огромный ин¬формаци¬онный поток «чернухи», из¬вергаемый СМИ, учреждениями культуры, художест¬венными программами ТВ и радио. Детей нужно беречь от этой информации, ибо она сокращает то, за что нужно любить Родину.

Нравственное образование
В повседневном образовательном процессе (на всех уроках), на переменах, на встре¬чах и прово¬дах из школы учителю целесообразно поощрять ценностно значимые по¬ступки: проявление тру¬долюбия, уважения к товарищу, к старшему, выполнение данного обеща¬ния, намерение гово-рить правду, бережливое отношение к собственности школы, готов¬ность помочь однокашнику-инва¬лиду, любые проявления доброты и т.д. Такое по¬ощрение формирует устойчивое отношение, веру в ценности, воплощаемую в этих по¬ступках. На гуманитарных уроках (особенно литературы и истории) обсуждение и оценки нравственно значимых поступков должны обеспечивать едва ли не главное их содержа¬ние.
В нравственном оценивании событий, поступков, мыслей педагогиче-ская среда школы должна обеспечивать максимальную регулярность, не допуская пропуска реакции на та¬кие собы¬тия и поступки. Но при этом следует исключить резонерство, нотации, по¬учения. Положительное поощряется (всегда), отрицательное фиксируется, что тоже всегда создает сигнал для совести ре¬бенка и, следовательно, ведет к ее рефлексии. Нравственные оценки и суждения могут и должны применяться в КИМах в качестве ответов. Они выну¬ждают к оценке факта, к размышлению над фактом, а не к запоминанию факта.

Культурное образование
Оно служит воспитанию вкуса к образцам, ибо «культура есть совокупность абсо¬лютных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его ду¬ховно-обще¬ственное бытие». Через приобщение к культуре ребенок приобщается к тому, что творится идеями идеала и правды, истины и красоты. Культура – враг охватившего нашу молодежь утилитаризма, массо¬вых материальных инстинктов и потребностей. Через при¬общение к культуре устраняется ниги¬лизм (столь свойственный нашему образован¬ному классу), ибо культура несет в себе идею гума¬низма, веру в человечество и его силы.
По¬этому и приоб¬щение к культуре должно воплощаться в творчестве ребенка, в творении им «культурных продуктов». В таком свободном творении происходит пережи¬вание куль¬туры, воплощае¬мых в ней идеалов, образующее сущность культурного творче¬ства. Твор¬чество ребенка – преобразование им действительности на основе идеалов (кра¬соты и до¬бра). Через приоб¬щение к культурному творчеству формируется личность ре-бенка, ибо культура есть со¬держание лично¬сти. Этот процесс приобщения возможен на любых уро¬ках, в создании школьных интерьеров, оформлении классов, в участии в дея¬тельности микросообществ, посвятивших себя освоению культуры и культурного творче¬ства.

Духовное образование
Духовное в человеке – это «творческая жизнь души»! А душа – «весь поток нетелесных пе¬реживаний человека, помыслов, чувствований, болевых ощу¬ще¬ний…», и т.д. (И.А.Ильин). Дух же – это «лишь те душевные состояния, в которых че¬ло¬век живет своими глав¬ными, благород¬ными силами и стремлениями, обращенными на познание истины, на созерцание или осуществ¬ление красоты, на совершение добра». Только этот внутренний духовный опыт де¬лает человеко¬образное существо – воистину человеком, т.е. духовной личностью, с неразложен¬ным, священ-ным центром, с индивиду¬альным характером, со способностью духовно творить и наполнять ду¬хом общественную жизнь, свободу, семью, родину, государство, частную собствен¬ность, науку и искусство». Формирование духа – это постепенное превращение ребенка в «уча¬стника в духов¬ном де-лании» (И.А.Ильин).
«Дух», «духовное», «вышнее» - это понятия в такой же мере конфес-сио¬наль¬ные, как и над¬конфессиональные. Это понятия общефилософские, возникшие задолго до появле¬ния нынешних мировых религий. Они выпали из культуры России: частично в 19-м веке под напором «духовного террора», осуществлявшегося последователями Белин¬ского, Герцена и т.д., а затем в 20-м веке под секретными запретами большевиков. Сего¬дня мы обязаны вернуть их в наш культурный фонд, в наше образование. Это нужно на¬шему бу¬дущему.
Хотя вектор исторического развития России пропи¬сан в Кон¬ституции (демократия, права и свободы человека, гражданское общество, ры¬ночная экономика), никому ведь в голову не придёт воспитывать детей «по-капиталисти¬чески» (а все указанные признаки, и есть вполне типичный
капитализм). Но одновременно лишь немногим приходит в голову, что самое простое и не
тре¬бующее изобретений – это учить детей добру, истине и кра¬соте, воспиты¬вать духовность «уже в инстинкте ребенка» (И.А.Ильин).
Речь, конечно, идет не о преподавании в школе Закона Божьего. Речь идет о препода¬вании основ того культурного наследия, которое было соз-дано мировой духовной мыс¬лью – мыслью, побуждающей к познанию самого себя, к самотворению, к сравнению себя с идеальным, с абсо-лютными ценностями. Это наследие глубоко разлито, но не заме¬ча¬ется, в русской художествен¬ной литературе, в русской литературной критике, в трудах уже выдающихся русских ученых, в многочисленных фактах и собы¬тиях истории России, в биографиях замечательных людей России, в истории культур и ре¬лигий российских народов, в песнях, сказках, молитвах, стихотворениях. Депривация наших мо¬лодых поколений от этих бога¬тейших источников духовности более недо¬пустима.

Кросскультурное образование
Необходимо широкое распространение школьных программ сохранения окружаю¬щей среды (школьный двор, ландшафты дошкольных образовательных учреждений, сво¬его дома, об¬разовательных округов и т.д.).
В еще большей мере это относится к програм¬мам сохранения и укрепления здоро¬вья, про¬граммам здорового образа жизни. Происхо-дящий в стране (хотя и медленно) по¬ворот к измене¬нию экологической, ландшафтной культуры в городах, поселках, населен¬ных пунктах может и должен опираться на деятель¬ность школьно-детских сообществ по благоустройству городских, поселковых и иных террито¬рий. Эта деятельность легко включается в контексты проектных ра¬бот, развития гумани¬тарной культуры и формиро¬вания верных ценностных установок по отно¬шению к при¬роде, к братьям меньшим.

Поликультурное образование
Необходимость воспитания диалогичности с другими культурами, терпимости к ценно¬стям других народов (цивилизаций), а также к культурам некоторых отдельных групп стала оче¬видной на рубеже 80-х – 90-х г.г. прошлого столетия. Однако не все в этом тре¬бовании может вызывать и вызывает однозначную реакцию в нашем обществе.
Наибо¬лее спорным оказалось расширение корпуса свобод, прав человека. Эти права наи¬более полно сформулиро¬ваны в Билле о правах человека, принятом в качестве попра¬вок к кон¬ститу¬ции США. Свобода слова и печати, свобода со¬вести, свобода собраний, право на предпри-ниматель¬ство, право на безопасность лично¬сти, жилища, на судебную защиту и др. стали при¬знанным историческим завоеванием христианской цивилизации. В 19-м и 20-м веках этот корпус добродетельных политических прав и свобод стал рас¬пространяться повсеместно в мире.
К концу 20-ого века стало происходить расширение корпуса прав и свобод, традиционно признавае¬мых как политические и гу¬манитарные добродетели, за счет свобод и прав на то, что все¬гда считалось грехом и гре¬хопа¬дением.
Под лозунгом толерантности к ценностям отдельных социальных групп некоторые поли¬тики стали добиваться узаконения «ограниченной» нарко¬мании, однополых браков, пересмотра представлений о национальной истории и её ге¬роях, рас¬ширяющегося при¬знания того, что поя¬вился новый избранный народ – марги¬налы (ради¬кальные группировки, лесбиянки, гомосексуа¬листы, якобы угнетенные «цвет¬ные» и т.д.). Любители всех этих «куль¬турных» новшеств появи¬лись и у нас. Это должно насторажи¬вать нас, с тем, чтобы не допускать импорта этих новшеств.
В 90-е годы, после распада СССР ряд национальных меньшинств ощутили утрату иден¬тичности и необходимости её обретения заново. Это привело как к тенденциям се¬паратизма, так и к тенденциям замены поиска национальной идентичности на религиоз¬ную. Значительное ослабление нашего государства способствовало развитию этих тен¬денций. В ряде регионов по¬иск религиозной идентичности стал принимать агрессивные формы, прикрывая лозунгами мно¬гокультурности анклавные формы существования на¬циональных групп по всей России.
Этим тенденциям можно с успехом противопоста¬вить лишь укрепление государства (что быстро ослабило сепаратизм), межконфессио-нальную диалогичность (что сильно ударило по аг¬рессивным формам растущего религи¬озного сознания) и, конечно, поли¬культурное образование в школе, формирующее тер¬пимость в поликультурной среде и способное постепенно возвра¬тить России её выдаю¬щееся дос¬тижение имперского пе¬риода – межнациональную гармонию. Союз конфессий, союз на¬родов, культурное много¬образие, базовый ценностный консенсус – ду¬ховные ос¬новы всего этого должны заклады¬ваться в школе.

Внепрограммные деятельности, в ходе которых происходит формирование проекти¬руемых ценностных ориентаций
Дети чрезвычайно мобильны и психологически восприимчивы к инди-видуальным и ко¬мандным проектным формам деятельности и к командным взаимодействиям. Их ценно¬стному росту может серьезно способствовать участие в делах своего микрорайона, го¬родка, посёлка, села, в социальной работе с населением, в спортивных соревнованиях, в развитии культурных компонентов туризма и т.д. Дело за разработкой школами «меню» таких деятельностей, за их организацией и публичной оценкой. Последнее осо¬бенно важно, поскольку может серьезно по¬мочь мотивации деятельностей детей в рам¬ках мест¬ных сообществ.
Участие в создании школьных традиций, отличий, символики, ценно-стей, сравни¬тель¬ных преимуществ, поддержки бренда. В ходе этой деятельности происходит «инве¬стиро¬вание» уси¬лий (интеллектуальных, организационных, физических, материальных) школь¬ника в свою школу, что воспитывает в нём привязанность к школе, школьный пат¬рио¬тизм, преданность учителям и школьным товарищам. Участие в этой деятельности роди¬телей значительно усиливает их вос¬питательное воздействие на детей.
К способам и механизмам духовно-нравственного воспитания и развития лично¬сти школьника следует отнести:
• создание собственного (школьного) пред¬ставления образовательного учреждения об эф¬фек¬тивном балансе ака-демических программ в целом и программ, имеющих осо¬бую цен-ност¬ную компоненту. Создание представления об отдаче, резуль-тативности та¬кого ба¬ланса. Поиск средств из¬мерения отдачи;
• создание «портрета» каждого школьни¬ка с точки зрения его личных особенно¬с¬тей (наде¬ленность и креативность, семей¬ная среда, ее по-тенциал взаимодействия со шко¬лой, го¬товность к лидерству, готов-ность к коммуникации, упрямство или вме¬няемость, готов¬ность к взаимодейст¬виям, интенсивность рефлексии и т.д.). Само со-ставление порт¬рета и его регулярное срав¬нение с сегодняшним состоянием приуча¬ет учителей и осо¬бенно классного руко¬водителя к постоян¬ному проникновению в микрокосмос ребенка, к по¬иску измене¬ния или совершенствования его особенностей, превращает учителя в на¬став¬ника и пастыря, а не в школьного служащего. Если эта деятельность осуществляется вместе с родителями, то она приучает их постоянно держать в поле зрения те черты «портрета», которые вызывают беспокойство;
• разработка состава пове¬денческих ценностей, принятых в ней, обу-чать и контроли¬ровать соответствие пове¬дения детей этому образцу (отношение к стар¬шим и младшим, соблю¬дение правил посещения занятий, правил приветствия учителей и школьников, по¬веде¬ния в спо¬рах и обсуждениях, обязанности по отно¬шению к принятым правилам и проце¬дурам, честное испол¬нение ученического долга¬ - не списывать, не «скачивать», не под¬гляды¬вать, признаваться в не-соблюдении и не¬медленно приносить извинения и т. д.);
• выработка пред¬ставлений о процедурах социального со¬гла¬сия и партнерства, имеющих цен¬ност¬ные смыслы: как совместить множество мнений учеников, учителей, родителей и дру¬гих на единой ценностной основе; как обеспечить вклад родителей и ме-стного сооб¬щества (и согласовать его ценност¬ные смыслы) в ценно-стное развитие детей; как при участии всех школь¬ных сообществ обсуждать и принимать решения по стра¬тегии разви¬тия школы, формированию ее политики; как добиваться внутришкольного вклада в соз¬дание равных образовательных воз¬можностей; какой должна быть в данный школе мо¬дель обустройства школь¬ника-сироты или школьника, оставшегося без попечения ро¬ди¬телей, и т. д.;
• создание ценностного единства в образовательном учреждении. По-нимание всеми школь¬ными сообщества¬ми - и педагогическим, и уче-ническим, что эффективное форми¬рование про¬дуктив¬ных ценностей у детей может идти толь¬ко в среде, где ценностные ус¬тановки неуклонно соблюдаются и демонстрируют¬ся. Из этого следует и то, что ценност¬ный раскол внутри школь¬ных сообществ недо¬пустим, они должны быть ценностно кон¬солидированы;
• формулирование единой политики образовательного учреждения. Школа должна до¬биться понимания роли и ответственности школь-ных лидеров и учи¬телей в демонст¬ра¬ции соб¬ственного при¬мера, в организации работы над стратегия¬ми, в создании школь¬ного этоса, форм по¬ведения, нравственной атмосферы, а так¬же качества жизни как пер¬сонала, так и де¬тей; в том, чтобы быть ключевой фигурой и образцовым гражданином школы;
• подготовка персонала к принятию участия в разреше¬нии кон-фликтных ситуаций (напри¬мер, в конфликтах лояльности), в том числе тре¬бую¬щих соблюдения конфиденциальнос¬ти и особой деликатности (беременность учениц, развал семей у учеников, другие про¬блемы с родителями и т.д.), защиты ин¬тересов детей вне стен школы.

Заявление о ценностях
Заявление о ценностях это программный до¬кумент, который может быть создан об¬разова¬тельным уч¬ре¬ждением, группой, сотрудников и от-дельным школьником. Превра¬щение таких за¬явле¬ний в обязательное действие – сильнодействующее средство. Но ему нужно суметь нау¬чить, когда мы говорим о заявлении, которое предстоит создать школьнику. При этом крайне важно, чтобы в обучении школьника принял участие не только учитель, но и ро¬дители.
Личное «заявление о ценностях» это, прежде всего попытка понять и выразить смысл жизни, своего личного предназначения. Участие родите-лей в составлении заявле¬ния не только возвышает самих родителей до понимания высших ценностей, но и ставит их в ряд партнеров учителя, делает их его помощниками. Опыт таких заявлений показы¬вает, что при условии мони¬торинга выполнения они оказывают существенное духовное влияние на ребенка.
Аналогичные заявления должны делать группы (классы), школа в це-лом. Послед¬нее, по существу, будет этическим кодексом школы. Он должен включать помимо разде¬лов об отноше¬ниях внутри школьных сообществ и между ними ценности, относящиеся к самому образова-тельному процессу: поведение при расспрашивании, критическая реф-лексия, добродетели ин¬теллектуальной искренности и доброжелательности, рациональ¬ная форма споров и обсуждений, обязанность следовать регламенту и процедурам и т.д. При этом школьное заявление должно содержать в себе контекст партнерства и едино¬мыслия, направленных на личностное развитие детей, различные ценности и мнения ро¬дителей, учителей, учеников, администраторов и других сообществ.

И в заключение:
Подводя итог вышесказанному надо понимать что,
Духовно-нравственное воспитание состоит из нескольких составляю-щих: личност¬ной куль¬туры, социальной культура и семейной культуры.
Духовно-нравственное воспитание не может осуществляться в рамках отдельно взя¬того предмета. Нет, и не может быть отдельных учебных или внеучебных мероприя¬тий, целиком и полностью посвященных духовно-нравственному развитию. В штатном рас¬пи¬сании школ нельзя предусмотреть должность «духовно-нравственного воспитателя». Вос-питание в школе должно быть органично включено в процесс образования, усвоения зна¬ний, умений и навыков.
Духовно-нравственное воспитание основывается на нескольких обяза-тельных прин¬ципах:
восстановление понятия и принципа духовности;
постоянное мотивирование ребенка к «душеизучению и душепос-тижению»;
постоянная забота школы о том, чтобы уберечь детей от набора нега-тивных цен¬но¬стных установок;
постоянная демонстрация всеми взрослыми сообществами школы об-разцового пове¬дения, образцового служения детям и людям в целом;
привлечение школьников к участию в создании школьных, семейных традиций;
привитие понятий национальных ценностей;
Образовательные компоненты духовно-нравственного воспитания должны включать в себя: нравственное и духовное образование, социальное воспитание, патриотическое и культур¬ное образование, кросскультурное и поликультурное воспитание.
Современная российская школа должна, прежде всего, формировать общественные
ценности и навыки для успешной жизни в обществе. Человек, получающий аттестат
зрелости, должен быть граждански защищен: понимать, что такое экономика и право, как функ¬ционирует рынок труда, рынок жилья, какие у него есть права и обязанности. Чело¬веку нужно привить навык взвешивать все за и против, что-то выбирая, предвидеть по¬следствия.
Молодые люди должны быть готовы нести личную ответственность за свое собст¬венное благополучие и благополучие общества. Для этого им необходимо усво¬ить со¬ци¬аль¬ные навыки и практические умения, которые обеспечивают, с одной стороны, их адап¬тацию в условиях ме¬няющегося мира, а с другой стороны, социальную мобильность, спо¬соб¬ность к быстрой смене социальных и экономических ролей. В то же время личная от¬ветст¬венность невозможна без сформированной системы ценностных ориентаций
Очень важно научить школьников противостоять давлению, которое часто оказы¬вают на подростка сверстники, старшие. Например, как суметь отказаться от того, что тебе не нравится, и при этом сохранить дружеские отношения? Откуда взять смелости сказать, что я не буду это де¬лать, потому что ценю другое? Надо научить человека делать выбор свободно, чтобы он не был инерционным или навязанным.
Воспитание не должно ограничиваться прямым или опосредованным информирова¬нием о тех или иных идеалах и ценностях. Перед человеком должны быть открыты воз¬мож¬ности для со¬вершения нравственных поступков.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Взаи¬мо¬отно¬ше¬ния в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу граж¬дан¬ского по¬ведения человека.
Духовно-нравственное воспитание в современных условиях невозможно без соци¬ально-пе¬дагогического партнерства. Должны выстраивать педагогически целесообразные парт¬нерские отношения с другими субъ¬ектами социализации: семьей, общественными ор¬гани-зациями и тра¬диционными россий¬скими религиозными объединениями, учрежде¬ниями культуры и спорта, средствами массо¬вой информации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».