ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Опираясь на индивидуальные образовательные запросы и способности
каждого ребенка при реализации программы курса по физике «Физика вокруг
нас», можно достичь основной цели - развить у обучающихся стремление к
дальнейшему самоопределению, интеллектуальной, научной и практической
самостоятельности, познавательной активности.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться с методикой
организации
и
проведения
экспериментально-исследовательской
деятельности в современном учебном процессе по физике, ознакомиться со
многими интересными вопросами физики на данном этапе обучения,
выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное
представление о проблеме данной науки. Экспериментальная деятельность
будет способствовать развитию мыслительных операций и общему
интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является
стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать, думать,
экспериментировать в условиях школьной лаборатории, а также
совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по
определённым
вопросам.
Содержание
программы
соответствует
познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность
работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий внеурочной деятельности представляет собой введение в
мир экспериментальной физики, в котором учащиеся станут исследователями
и научаться познавать окружающий их мир, то есть освоят основные методы
научного познания. В условиях реализации образовательной программы
широко используются методы учебного, исследовательского, проблемного
эксперимента. Ребёнок в процессе познания, приобретая чувственный
(феноменологический) опыт, переживает полученные ощущения и
впечатления. Эти переживания пробуждают и побуждают процесс мышления.
Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют
дальнейшей социальной адаптации в обществе.
Целью программы занятий курса по физике «Физика вокруг нас», для
учащихся 7 класса являются:
развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей в процессе решения практических задач и
самостоятельного приобретения новых знаний;
формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций –
учебно- познавательных, информационно-коммуникативных, социальных, и
как следствие – компетенций личностного самосовершенствования;
формирование предметных и метапредметных результатов обучения,
универсальных учебных действий.
воспитание творческой личности, способной к освоению передовых
технологий и созданию своих собственных разработок, к выдвижению новых
идей и проектов;
реализация деятельностного подхода к предметному обучению на
занятиях внеурочной деятельности по физике.
Предлагаемая программа рассчитана на 1 год обучения (1 час в неделю)
– 34 часа.
Планируемые результаты изучения курса
Достижение планируемых результатов происходит в комплексе
использования четырёх междисциплинарных учебных программ –
«Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТкомпетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и
проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работы с текстом» и
учебной программы по физике. После изучения программы элективного курса
«Физика вокруг нас» обучающиеся:
систематизируют теоретические знания и умения по решению
нестандартных задач;
выработают индивидуальный стиль решения физических задач.
совершенствуют умения на практике пользоваться приборами,
проводить измерения физических величин (определять цену деления, снимать
показания, соблюдать правила техники безопасности);
научатся пользоваться приборами, с которыми не сталкиваются на
уроках физики в основной школе;
разработают и сконструируют приборы и модели для последующей
работы в кабинете физики.
совершенствуют навыки письменной и устной речи в процессе
написания исследовательских работ и проектов, инструкций к выполненным
моделям и приборам, при выступлениях на школьных конференциях.
определят дальнейшее направление развития своих способностей,
сферу научных интересов, определятся с выбором дальнейшего
образовательного маршрута.
Предметными результатами программы элективного курса являются:
умение пользоваться методами научного познания, проводить
наблюдения, планировать и проводить эксперименты, обрабатывать
результаты измерений;
научиться пользоваться измерительными приборами (весы, мензурка,
динамометр, термометр), собирать несложные экспериментальные установки
для проведения простейших опытов;
развитие элементов теоретического мышления на основе
формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом
явлении, выявлять причинно-следственные связи между величинами, которые
его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;
развитие коммуникативных умений: докладывать о результатах
эксперимента, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную
литературу и другие источники информации.
Метапредметными результатами программы элективного курса
являются:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы
с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в
другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя);
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения,
быть готовым корректировать свою точку зрения;
докладывать о результатах своего исследования, участвовать в
дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную
литературу и другие источники информации;
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
Личностными результатами программы элективного курса являются:
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей учащихся;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических
умений;
приобретение умения ставить перед собой познавательные цели,
выдвигать гипотезы, доказывать собственную точку зрения;
приобретение положительного эмоционального отношения к
окружающей природе и самому себе как части природы.
Содержание изучаемого курса
Наименование
разделов
Характеристика основных содержательных линий
1. Познаем мир, Теория: природа живая и неживая. Понятия о явлениях
в котором
природы. Необходимость изучения природы. Тела и
живем -7 ч.
вещества. Многообразие явлений природы. Природные,
искусственные и синтетические вещества. Описание
явлений природы в литературе и искусстве. Простейшие
измерительные приборы и инструменты. Шкала прибора.
Измерение физических величин. Цена деления
измерительного прибора. Точность и погрешность
измерений. Вершок, локоть и другие единицы. Откуда
пошло выражение «Мерить на свой аршин».
Практика, эксперимент, мини проект, исследование:
мини проект «Тело, вещество, явление» - задания для
динамической паузы.
Практика «Определение цены деления различных
приборов».
Мини проект «Капля воды – много это или мало?»
Мини исследование «Физические явления и величины в
русских народных сказках»
Практика «Измерение температуры воды и воздуха»;
Исследование «Единицы измерений в пословицах и
поговорках»
Исследование «Измерительные приборы в жизни
человека»
2. Тайны тела и Теория: Характеристика тел и веществ: форма, объем,
вещества - 6ч.
цвет, запах. Твердое, жидкое, газообразное состояние
вещества. Масса. Первое представление о массе, как о
количестве вещества. Необходимость измерения массы.
Измерение массы физических тел. Значение знаний о
строении вещества. Делимость вещества. Диффузия в
газах, жидкостях и твердых телах. Доказательства
сосуществования притяжения между частицами вещества.
Склеивание и сварка. Роль исследования строения атома в
науке. Плотность как характеристика вещества.
Практика, эксперимент, мини проект, исследование:
Мини проект «Набор тел малых размеров».
Исследование «Диффузия в природе и в жизни человека»
Практика «Изучение броуновского движения»
«Измерение малых физических величин»;
«Измерение массы на электронных весах»
«Определение массы капельки воды»;
Эксперимент «Определение плотности куска сахара»
Исследование «Определение плотности тела человека».
Мини проект «Рычажные весы»
3.
Теория: Изменение скорости и формы тела при действии
Взаимодействие на него других тел. Сила как характеристика
тел – 6ч.
взаимодействия. Рассмотрение опытов и явлений
взаимодействия тел с указанием сил действия и
противодействия. Всемирное тяготение. Различные виды
деформации: растяжение, сжатие, изгиб, сдвиг, кручение.
Сила упругости. Сила трения: ее проявление в природе, в
быту. Зависимость силы трения от силы тяжести тела.
Практика, эксперимент, мини проект, исследование:
Исследование «Сила трения в профессии моих родителей»
Эксперимент «Зависимость силы трения от…»
Практика «Как рассчитать путь от дома до школы?».
4. Давление
Теория: Давление. Давление в жидкостях и газах. Закон
твердых тел,
Паскаля. Давление на глубине. Давление на дне морей и
жидкостей и
океанов.
Исследование
морских
глубин.
газов – 6ч.
Гидростатический парадокс. Сообщающиеся сосуды.
Равновесие жидкости в сообщающихся сосудах,
устройство и действие фонтана. Давление твердых тел.
История открытия атмосферного давления на Земле.
Легенда об Архимеде. Архимедова сила и киты. Архимед
о плавании тел. Условия плавания тел. Плавание судов.
Воздухоплавание.
Практика, эксперимент, мини проект, исследование:
Исследование «Давление на Земле: от сверхмалых до
супербольших»
Исследование «Сообщающиеся сосуды в природе, быту и
технике»
Практика «Определение давления тела на опору»;
Эксперимент «Расчет давления производимого стоя и при
ходьбе».
Эксперимент «Фокусы с атмосферным давлением»
5. Работа и
Теория: Простые и сложные механизмы. Рычаг и его
мощность.
разновидности. Правило равновесия рычага и правило
Энергия – 6ч.
моментов. Механическая работа и мощность. Работа в
организме человека. Энергия и ее виды. Пневматические
машины и инструменты. Коэффициент полезного
действия. Энергия движущейся воды и ветра. Переход
потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Гидравлические и ветряные двигатели.
Практика, эксперимент, мини проект, исследование:
Исследование «Измерение мощности человека»
Практика «Опытная проверка «золотого правила»
механики».
Мини проект «Рычаги в технике, быту и природе»
Итоговое
занятие – 3ч.
Защита творческих работ учащихся. Подведение итогов
работы за год. Поощрение учащихся, проявивших
активность и усердие на занятиях.
Тематическое планирование курса 7 класса «Физика вокруг нас».
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Тема урока
1. Познаем мир, в котором живем (7 ч.)
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Природа живая и неживая. Понятия о явлениях природы.
Необходимость изучения природы. Тела и вещества.
Многообразие явлений природы. Природные, искусственные
и синтетические вещества.
Простейшие измерительные приборы и инструменты. Шкала
прибора. Измерение физических величин. Цена деления
измерительного прибора. Точность и погрешность измерений.
Мини проект «Капля воды – много это или мало?» с точки
зрения физики и финансовой грамотности.
Описание явлений природы в литературе и искусстве.
Вершок, локоть и другие единицы. Откуда пошло выражение
«Мерить на свой аршин».
Физика и ее влияние на развитие техники.
2. Тайны тела и вещества (6 ч.)
Характеристика тел и веществ: форма, объем, цвет, запах.
Твердое, жидкое, газообразное состояние вещества.
Масса. Первое представление о массе, как о количестве
вещества. Необходимость измерения массы. Измерение массы
физических тел.
Значение знаний о строении вещества. Делимость вещества.
Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.
Доказательства
сосуществования
притяжения
между
частицами вещества. Склеивание и сварка. Роль исследования
строения атома в науке.
Плотность как характеристика вещества.
Космические плотности.
3. Взаимодействие тел (6 ч.)
Изменение скорости и формы тела при действии на него
других тел. Сила как характеристика взаимодействия.
Рассмотрение опытов и явлений взаимодействия тел с
указанием сил действия и противодействия. Всемирное
тяготение.
Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Различные виды деформации: растяжение, сжатие, изгиб,
сдвиг, кручение. Сила упругости.
Сила трения: вредная или полезная?
Зависимость силы трения от силы тяжести тела.
Плотности земные и космические. Невесомость на Земле.
4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (6 ч.)
Давление. Давление в жидкостях и газах. Закон Паскаля.
Давление на глубине. Гидростатический парадокс.
Сообщающиеся
сосуды.
Равновесие
жидкости
в
сообщающихся сосудах, устройство и действие фонтана.
Давление твердых тел.
История открытия атмосферного давления на Земле.
Легенда об Архимеде. Архимедова сила и киты. Архимед о
плавании тел.
Путешествие «Плавание судов. Воздухоплавание».
5. Работа и мощность. Энергия (6 ч.)
Простые и сложные механизмы.
Рычаг и его разновидности. Правило равновесия рычага и
правило моментов.
Механическая работа и мощность. Работа в организме
человека.
Энергия и ее виды.
Пневматические машины и инструменты. Коэффициент
полезного действия.
Энергия движущейся воды и ветра. Переход потенциальной
энергии в кинетическую и обратно. Гидравлические и
ветряные двигатели.
Итоговое занятие (3 ч.)
Защита творческих работ учащихся.
Защита творческих работ учащихся.
Итоговый урок.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1