ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»
Значительные изменения, происходящие в последние годы в российском
образовании, проявившиеся, в частности, в утверждении принципов
личностно- ориентированного образования и индивидуального подхода к
каждому ученику, сделали популярными новые методы обучения. Одним из
них стал метод проектов в целом и метод индивидуальных проектов в
частности. Актуальность данного предмета обусловлена потребностью
государства в активном, самостоятельном, мобильном, информационно
грамотном, компетентном гражданине общества, а также необходимостью
формирования учебно-познавательной компетентности учащихся. Успех в
современном
мире
во
многом
определяется
способностью
человека
организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую
перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий
и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за
рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике,
бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления.
Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с
помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.
Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему
необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему,
взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в
том числе и новые, которые еще предстоит приобрести и получить в итоге
реальный, ощутимый результат.
Учебный
предмет
«Индивидуальный
проект»
вводится
для
целенаправленной теоретической и практической подготовки учащихся 10
классов к освоению новых технологий. Программа проектной деятельности
направлена не только на выработку самостоятельных исследовательских
умений, но и способствует развитию творческих способностей и логического
мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса на
разных предметах, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»
Цели изучения предмета:
 развитие навыков проектной деятельности;
 оказание методической поддержки обучающимся 10 класса при подготовке
индивидуальных проектов
Задачи изучения предмета:
 ознакомление
с
теоретическими
основами
научно-исследовательской
деятельности;
 овладение приемами работы с неструктурированной информацией (сбор и
обработка, анализ, интерпретация и оценка достоверности, аннотирование,
реферирование, компиляция) и простыми формами анализа данных;
 обучение целеполаганию, планированию и контролю;
 формирование потребности к целенаправленному самообразованию;
 углубление, расширение и систематизация знаний в выбранной области
научного знания или вида деятельности;
 совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта
познавательной деятельности, профессионального самоопределения
обучающихся;
 формирование навыков презентации результатов собственной деятельности;
 обучение методам творческого решения проектных задач;
 формирование умений представления отчётности в вариативных формах;
 отработка
работы
навыков публичного выступления, защиты своей
перед аудиторией;
 создание дополнительных условий для успешной социализации и ориентации
в мире профессий.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа учебного предмета «Индивидуальный проект» в 10 классе
рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание предмета «Индивидуальный
сведения
проект»
составляют
о различных видах проектов и проектных продуктах, что
позволяет учащимся уже на начальном этапе осуществить их выбор и
попробовать себя в их создании. Работа над проектом позволяет учащемуся
осознать ситуации, проблемы, процессы, происходящие в окружающем его
мире. При изучении предмета достаточно подробно рассматривается алгоритм
проведения проекта, его основополагающие моменты, что позволяет
применить его в проектах различных типов и направлений.
Проект как вид учебно-исследовательской и профессиональной
деятельностей. Типология проектов. (Исследовательский проект. Творческий
проект.
Информационный
Социально-
проект.
ориентированный
Практико-ориентированный
проект.)
Планирование
и
проект.
управление
проектами.
Структура и содержание учебного проекта. Выбор темы. Определение
целей и темы проекта. Определение источников информации. Методы и
приемы сбора и анализа информации. Постановка задач и выбор критериев
оценки результатов и процесса. Определение способа представления
результата. Методика выбора оптимального варианта, уточнение планов
деятельности.
Постановка проблема исследования. Формулирование гипотезы. Цели и
задачи
исследования. Методы, способы и приемы в исследовании.
Формулирование выводов и следствий.
Базовые структуры проекта исследования. Конструирование темы и
проблемы проекта, исследования. Проектный замысел. Критерии самооценки
и оценки продуктов проекта (результатов исследования). Презентация и
защита
тем
проектов,
исследовательских работ.
Структура
проекта,
исследовательской работы. Представление структуры проекта (учебного
исследования).
Информационная
культура.
Виды
информационных источников.
Инструментарий работы с информацией (методы, приемы, способы). Отбор и
систематизация информации.
Применение информационных технологий в исследовании, проектной
деятельности. Способы и формы представления данных. Компьютерная
обработка данных исследования. Статистические методы.
Работа в сети Интернет. Создание сайта проекта. Сопровождение
проекта (исследования) через работу с социальными сетями. Дистанционная
коммуникация в работе над проектом.
Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц,
рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы.
Сбор и систематизация материалов.
Представление идеи проекта на основе мультимедиа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к
своему здоровью, к познанию себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных
жизненных
перспектив,
инициативность,
креативность,
готовность и способность к личностному самоопределению, способность
ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную
жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного
достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать
собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям
прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных
ценностей и достижений нашей страны;
– готовность
и
способность
обучающихся
к
саморазвитию
и
самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании,
занятиях спортивно- оздоровительной деятельностью;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа
жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному
физическому и психологическому здоровью;
– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России
как к Родине:
– российская идентичность, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм,
готовность к служению Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,
гордости
за
свой
край,
свою
Родину,
прошлое
и
настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным символам
(герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному
языку
Российской
Федерации,
являющемуся
основой
российской
идентичности и главным фактором национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям
народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного
члена российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека,
которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению
собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц,
готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в
соответствии
с
Конституцией
Российской
Федерации,
правовая
и
политическая грамотность;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития
науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
– интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности,
готовность к договорному регулированию отношений в группе или
социальной организации;
– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии
решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных
формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно
значимой деятельности;
– приверженность
взаимопомощи
идеям
народов;
интернационализма,
воспитание
дружбы,
уважительного
равенства,
отношения
к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям.
Личностные
результаты
в
сфере
отношений
обучающихся
с
окружающими людьми:
– нравственное
сознание
и
поведение
на
основе
усвоения
общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими
людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
–
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное
отношение
к
другому
человеку,
его
мнению,
мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения
к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидам;
бережное,
ответственное
и
компетентное
отношение
к
физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать
первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том
числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и
поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных
чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми
младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные
результаты
в
сфере
отношений
обучающихся
к
окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития
науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству,
владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях
мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об
устройстве мира и общества;
– готовность
и
способность
к
образованию,
в
том
числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле,
природным богатствам России и мира; понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды,
ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки
разумного
природопользования,
нетерпимое
отношение
к
действиям,
приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому
обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и
родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни;
– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в
сфере социально-экономических отношений:
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности
как
к
возможности
участия
в
решении
личных,
общественных,
государственных, общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к
разным видам трудовой деятельности;
– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение
домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического,
социального и академического благополучия обучающихся:
–
физическое,
эмоционально-психологическое,
социальное
благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение
детьми безопасности и психологического комфорта, информационной
безопасности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание как
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и
усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение
последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
составление плана и последовательности действий; прогнозирование –
предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция – внесение
необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае
расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные учебные действия: самостоятельное
выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение
необходимой информации; применение методов информационного поиска, в
том числе с помощью компьютерных средств;
знаково-символические
действия: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в
пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где
выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с
целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить
речевое высказывание в устной и письменной формах; выбор наиболее
эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и
выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой
информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам;
определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация
и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и
официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств
массовой информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия: планирование
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей,
функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов –
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение
конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его
реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка
действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать
свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение
монологической
и
диалогической
формами
речи
в
соответствии
с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате обучения по программе предмете «Индивидуальный проект»
обучающийся научится: – формулировать цели и задачи проектной
(исследовательской) деятельности; – планировать работу по реализации
проектной
(исследовательской)
деятельности;
–
реализовывать
запланированные действия для достижения поставленных целей и задач; –
оформлять информационные материалы на электронных и бумажных
носителях с целью презентации результатов работы над проектом; –
осуществлять рефлексию деятельности, соотнося ее с поставленными целью и
задачами и
программе
конечным
результатом;
В
результате
обучения
по
предмета
«Индивидуальный проект» обучающийся получит возможность научиться: –
использовать технологию учебного проектирования для решения личных
целей и задач образования; – навыкам самопрезентации в ходе представления
результатов проекта (исследования); – осуществлять осознанный выбор
направлений созидательной деятельности.
.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС
№
п/п
1
Наименование
разделов и тем
программы
Основные элементы
и
понятия,
применяемые
в
исследовательской
деятельности
Информационное
2
обеспечение
исследования
Методы научного
3
исследования
Подготовка
4
проектной работы
к презентации
Защита и
экспертная оценка
5
проектных и
исследовательских
работ
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Количество часов
Контрольные
Всего
работы
12
Практические
работы
Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы
2
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7553/conspect/256215/
8
2
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7554/start/296609/
5
2
https://rodnyegoroda.ru/useful-materials/all/polovinauspekha-kak-prezentovat-svoi-proekt-effektivno
6
5
34
0
6
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС
№
п/
п
Кол-во
часов
(всего)
Тема урока
Электронные цифровые образовательные ресурсы
1
Понятие проекта
1
2
Типология проектов
1
https://infourok.ru/referat-tipologiya-proektov-1598816.html
3
Типология проектов
1
https://infourok.ru/referat-tipologiya-proektov-1598816.html
4
Структура проекта: теоретическая часть
1
5
Структура проекта: практическая часть
1
6
Составление плана работы над проектом
1
7
Паспорт проекта и его структура
1
8
Формулирование темы проекта
1
9
Объект и предмет исследования
1
10
Проблема исследования и ее актуальность
1
11
Цели и задачи проекта
1
12
Гипотеза и способы ее формулирования
1
13
Источники информации.
информации
Способы
поиска
1
https://infourok.ru/metodicheskij-material-istochnikiinformacii-metody-poiska-5593396.html
14
Источники информации.
информации
Способы
поиска
15
Оптимизированный поиск в сети Интернет
1
16
Введение как составная часть проектной работы
1
17
Этапы работы над теоретической частью проекта
1
18
Этапы работы над теоретической частью проекта
1
19
Практическая часть проекта. Методы научного
исследования
1
1
Метод социологического опроса
20
1
21
Метод социологического опроса
1
22
Эксперимент как метод исследования
1
23
Сравнение как метод исследования
1
24
Наблюдение как метод исследования
1
Контент-анализ
25
1
https://school.hse.ru/data/2019/10/08/1542074277/%D0%9
C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%20%D0%BE%D
0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B0%20%D0%B
2%20%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D
0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B
8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%B
E%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D1%8
5.pptx
https://gtmarket.ru/concepts/6998
https://school.hse.ru/data/2019/10/08/1542074285/%D0%9
C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%20%D0%BA%
D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%82-
%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B
7%D0%B0.pptx
26
Моделирование как метод исследования
1
27
Способы представления информации
1
28
Основные требования к оформлению проекта
1
29
Основные правила составления презентации
1
30
Основные правила составления презентации
1
31
Визуализация. Соотношение текста и наглядного
материала
1
32
Защита проектов
1
33
Защита проектов
1
34
Защита проектов
1
ИТОГО
34
https://pedlib.ru/Books/1/0473/1_0473-51.shtml