Пояснительная записка
Программа для учащихся 6 классов рассчитана на 34 часов (1 час в
неделю). Учащиеся 6 классов не изучают предмет «Информатика и
информационно-коммуникационные технологии», поэтому основная цель
курса – формирование информационной культуры школьника, под которой
понимается умение целенаправленно работать с информацией и
использование для этого возможности компьютера. Обучение направлено на
знакомство учащихся с современными информационно-коммуникационными
технологиями.
Задачи программы:
Учебные:
познакомить с основными понятиями информатики непосредственно в
процессе создания какого-либо информационного продукта;
способствовать формированию начальных навыков использования
компьютерной техники и современных информационно-коммуникационных
технологий для решения учебных и практических задач;
формирование умения описывать объекты реальной действительности,
т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел,
теста, рисунка, таблицы).
Воспитательные:
развитие познавательного интереса;
овладение учащимся запасом жизненно необходимых знаний;
развитие способности продолжить и получить «элитарное»
образование;
понимание учащимся собственного внутреннего мира, имеющим
потребность в самопознании и самореализации;
развитие терпения, аккуратности.
Развивающие:
развитие логического мышления, памяти, внимательности;
развитие творческих способностей учащихся.
Обучение по программе не требует базовых знаний по информационнокоммуникационным технологиям.
Содержание курса включает следующие разделы:
Введение
Основы работы с операционной системой Astra Linux
Стандартные программы Astra Linux
Создание и редактирование текстовых документов
Создание презентаций
Обзор прикладного программного обеспечения
Обзор моделирующих программ
Коммуникационные технологии
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты
Личностные результаты имеют направленность на решение задач
воспитания, развития и социализации обучающихся средствами
предмета.
Патриотическое
воспитание:
ценностное
отношение
к
отечественному культурному, историческому и научному наследию;
понимание значения информатики как науки в жизни современного
общества; владение достоверной информацией о передовых мировых и
отечественных достижениях в области информатики и информационных
технологий; заинтересованность в научных знаниях о цифровой
трансформации современного общества.
Духовно-нравственное воспитание: ориентация на моральные
ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков, в том числе в сети Интернет.
Гражданское воспитание: представление о социальных нормах и
правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в
социальных сообществах; соблюдение правил безопасности, в том числе
навыков безопасного поведения в интернет-среде; готовность к
разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных,
познавательных задач, создании учебных проектов; стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной
деятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки своих
товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков.
Ценности научного познания: наличие представлений об
информации, информационных процессах и информационных
технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и
общественной практики; интерес к обучению и познанию;
любознательность; готовность и способность к самообразованию;
овладение начальными навыками исследовательской деятельности,
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия; наличие базовых навыков самостоятельной работы с
учебными текстами, справочной литературой, разнообразными
средствами
информационных
технологий,
а
также
умения
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
Формирование культуры здоровья: установка на здоровый образ
жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований
безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по
учебному курсу «Введение в информатику» отражают овладение
универсальными
учебными
действиями
познавательными,
коммуникативными, регулятивными.
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи,
строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные,
дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
оценивать на применимость и достоверность информацию,
полученную в ходе исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
запоминать и систематизировать информацию.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта
(эксперимента, исследования, проекта);
выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том
числе при создании информационного продукта;
принимать цель совместной информационной деятельности по
сбору, обработке, передаче, формализации информации; коллективно
строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
выполнять свою часть работы с информацией или
информационным продуктом, достигая качественного результата по
своему направлению и координируя свои действия с другими членами
команды;
оценивать качество своего вклада в общий информационный
продукт
по
критериям,
самостоятельно
сформулированным
участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого
члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед
группой.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие
решения;
составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать выбор варианта решения
задачи;
составлять план действий (план реализации намеченного
алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом
получения новых знаний об изучаемом объекте;
Предметные результаты
соблюдать правила гигиены и безопасности при работе с
компьютером и другими элементами цифрового окружения; иметь
представление о правилах безопасного поведения в Интернете;
называть основные компоненты персональных компьютеров и
мобильных устройств, объяснять их назначение;
понимать содержание понятий «программное обеспечение»,
«операционная система», «файл»;
искать информацию в Интернете (в том числе, по ключевым
словам, по изображению); критически относиться к найденной
информации, осознавая опасность для личности и общества
распространения вредоносной информации;
запускать прикладные программы (приложения) и завершать их
работу;
создавать, редактировать, форматировать и сохранять
текстовые документы; знать правила набора текстов; использовать
автоматическую проверку правописания; устанавливать свойства
отдельных символов, слов и абзацев; иллюстрировать документы с
помощью изображений;
создавать
и
редактировать
растровые
изображения;
использовать инструменты графического редактора для выполнения
операций с фрагментами изображения;
создавать компьютерные презентации, включающие текстовую
и графическую информацию.
Учебно-тематический план
№
1
2
3
4
5
6
7
Раздел
Количество часов
Всего Теория Практика
Введение
1
1
0
Основы работы с операционной системой Astra Linux
7
3
4
Стандартные программы Astra Linux
2
0
2
Создание и редактирование текстовых документов
6
1
5
Создание презентаций
6
1
5
Обзор прикладного программного обеспечения
4
2
2
Коммуникационные технологии
8
4
4
Всего
34
12
22
Содержания учебного курса
Введение
Назначение, применение и состав компьютера. Вводный инструктаж по ТБ.
Современный персональный компьютер.
Основы работы с операционной системой Astra Linux
Назначение операционной системы. Запуск программ. Открытие документов.
Окна Astra Linux. Файлы и папки. Настройка операционной системы.
Установка и удаление программного обеспечения и оборудования.
Стандартные программы Astra Linux
Программы Блокнот. Вычисления в программе Калькулятор. Графический
редактор Easy Paint. Программы Регулятор уровня и Звукозапись.
Создание и редактирование текстовых документов
Текстовый редактор LO Writer. Ввод и редактирование текста.
Форматирование документа. Вставка в Word рисунков, файлов и различных
объектов. Таблицы.
Создание презентаций
Назначение программы LO Impress. Основные объекты. Анимация. Переход
слайдов. Гиперссылки. Настройка показа слайдов.
Обзор прикладного программного обеспечения
Файловые менеджеры и архиваторы. Антивирусные программы.
Тестирующие программы. Проигрыватели. Компьютерные игры.
Коммуникационные технологии
Локальные и глобальные компьютерные сети. Адресация в Интернете.
Подключение к Интернету. Информационные ресурсы Интернета.
“Путешествие” во Всемирной паутине. Работа с электронной почтой.
Настройка браузера и почтовой программы. Серверы файловых архивов.
Интерактивное общение в Интернете. Мультимедиа технологии в Интернете.
Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.
Разработка Web-сайтов.
Требования к уровню подготовки учащихся
Введение
Учащиеся должны знать:
состав и назначение основных устройств современного персонального
компьютера;
правила безопасной работы с компьютером.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться клавиатурой и «мышью» компьютера.
Основы работы с операционной системой Astra Linux
Учащиеся должны знать:
назначение и функции операционной системы;
назначение и структуру графического интерфейса;
роль окна при работе в операционной системе Astra Linux;
что такое папка и файл;
основные действия над папкой и файлом;
назначение Рабочего стола, Панели задач, Панели управления.
Учащиеся должны уметь:
включить компьютер и загрузить операционную систему;
выбрать и загрузить нужную программу;
просматривать информацию о параметрах папки и файла;
выполнять разными способами стандартные действия с папками и
файлами;
работать в программе Проводник;
выполнять стандартные действия с окнами;
изменять параметры Рабочего стола: фон, рисунок, цвет, заставку;
осуществлять запуск приложений и открытие документов и
переключаться между задачами;
устанавливать и удалять программное обеспечение.
Стандартные программы Astra Linux
Учащиеся должны знать:
назначение и основные возможности стандартных программ Astra Linux
Учащиеся должны уметь:
создавать и редактировать текстовые документы с помощью программ
Блокнот
производить вычисления с помощью программы Калькулятор;
создавать и редактировать графические изображения с помощью Easy
Paint;
настраивать параметры звукового воспроизведения с помощью
программы Регулятор уровня;
создавать звуковые файлы с помощью программы Звукозапись.
Создание и редактирование текстовых документов
Учащиеся должны знать:
основные правила набора текста;
назначение основного меню;
основные операции редактирования и форматирования;
правила создания таблиц и работы с ними.
Учащиеся должны уметь:
вводить и редактировать текст;
форматировать текст;
сохранять текст в файле и открывать файл;
вставлять в тестовый документ рисунки, файлы и различные объекты;
создавать таблицы.
Создание презентаций
Учащиеся должны знать:
назначение программы LO Impress;
технологию работы с программой LO Impress;
понятие гиперссылки.
Учащиеся должны уметь:
создавать слайды;
создавать объекты на слайдах;
создавать анимацию на слайдах;
создавать гиперссылки;
настраивать показ слайдов.
Обзор прикладного программного обеспечения
Учащиеся должны знать:
основные виды прикладного программного обеспечения;
назначение архивации файлов и папок;
назначение антивирусных программ;
назначение проигрывателей.
Учащиеся должны уметь:
архивировать и разархивировать файлы и папки в WinRAR;
производить проверку файлов на наличие вируса;
пользоваться мультимедиа проигрывателями;
Коммуникационные технологии
Учащиеся должны знать:
принципы работы локальной и глобальной компьютерных сетей;
основные возможности компьютерных сетей;
принципы работы электронной почты;
формы общения в сети Интернет;
мультимедиа технологии сети Интернет;
особенности этики и опасности сети Интернет.
Учащиеся должны уметь:
предоставлять сетевой доступ к ресурсам компьютера;
настраивать браузер и почтовую программу;
ориентироваться в информационном пространстве сети Интернет;
пользоваться услугами электронной почты;
загружать файлы с серверов файловых архивов;
пользоваться поисковыми средствами сети Интернет;
Тематическое планирование
№
№
1
1.
2
3
4
1
2
3
5
6
7
8
4
5
6
7
9
1
10
2
11
1
12
13
2
3
14
4
Содержание материала
Введение
Назначение, применение и состав компьютера. Современный персональный
компьютер. Вводный инструктаж по ТБ.
Основы работы с операционной системой Astra Linux
Назначение и основные возможности операционной системы.
Практическая работа «Выбор и запуск программ, открытие документов»
Практическая работа «Создание папок и ярлыков программ. Работа с окнами
Astra Linux»
Практическая работа «Работа с файлами»
Настройка операционной системы.
Установка нового оборудования (программная).
Практическая работа «Операционная система Astra Linux.»
Стандартные программы Astra Linux
Практическая работа «Создание, редактирование и сохранение текстового
документа в программах Блокнот», «Вычисления в программе Калькулятор»
Практическая работа «Основы работы с графическим редактором Easy Paint»,
«Программы Регулятор уровня и Звукозапись»
Текстовый редактор LibreOffice Writer. Ввод и редактирование текста в
LibreOffice Writer.
Практическая работа «Форматирование документа в LibreOffice Writer»
Практическая работа «Вставка в LibreOffice Writer рисунков, файлов и
различных объектов»
Практическая работа «Создание таблиц»
15
16
5
6
17
1
18
19
20
21
22
2
3,
4
5
6
23
24
1
2
25
26
3
4
27
28
1
2
29
3
30
31
32
4
5
6
33
34
7
8
Практическая работа «Создание открытки»
Практическая работа «Своя работа»
Создание презентаций
Программа создания презентаций LibreOffice Impress. Просмотр и изучение
готовых презентаций.
Практическая работа. Разработка слайдов. Добавление текста.
Практическая работа. Включение в презентацию элементов мультимедиа.
Практическая работа. Настройка анимаций
Практическая работа. Настройка показа слайдов.
Практическая работа Создание и настройка презентации по выбранной теме
Обзор прикладного программного обеспечения
Программа-архиватор WinRAR. Краткий обзор компьютерных игр.
Антивирусные программы.
Практическая работа «Защита от вирусов: обнаружение и лечение»
Универсальный проигрыватель.
Практическая работа «Воспроизведение с помощью универсального
проигрывателя видео и звуковых файлов»
Коммуникационные технологии
Передача информации. Локальные компьютерные сети.
Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете.
Информационные ресурсы Интернета.
“Путешествие” во Всемирной паутине. Настройка браузера.
Практическая работа «Загрузка файлов с серверов файловых архивов»
Практическая работа «Интерактивное общение в Интернете»
Мультимедиа технологии в Интернете.
Практическая работа «Поиск информации в Интернете. Работа с поисковыми
системами»
Практическая работа «Разработка презентации»
Практическая работа «Разработка презентации». Подведение итогов.
Материально – техническое обеспечение
Литература
1. Информатика и ИКТ. Учебник для 6 класса. Босова Л.Л. БИНОМ, 2023 г.
2. Учебник «Информатика 5» А.Л. Семенова и Т.А. Рудченко
Оборудование
1. Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
2. Наушники (рабочее место ученика).
3. Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
4. Колонки (рабочее место учителя).
5. Микрофон (рабочее место учителя).
6. Проектор.
7. Лазерный принтер черно-белый.
8. Лазерный принтер цветной.
9. Сканер.
10. Цифровая фотокамера.
11. Локальная вычислительная сеть.
Программные средства
1. Операционная система Astra Linux.
2. Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).
3. Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).
4. Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной
системы).
5. Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционной системы).
6. Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).
7. Браузер Mozilla Firefox (входит в состав операционной системы).
8. Антивирусная программа.
9. Программа-архиватор WinRar.
10. Клавиатурный тренажер «Руки солиста».
11. Офисное приложение LibreOffice, включающее текстовый процессор
LibreOffice Writer со встроенным векторным графическим редактором,
программу разработки презентаций LibreOffice Impress , электронные
таблицы LibreOffice Calc, систему управления базами данных LibreOffice
Base .