ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курсу «Краеведение с проектной деятельностью»
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования. Курс введен в
часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках
духовно-нравственного направления.
Актуальность курса:
Цели краеведческого образования в школе значительны и разнообразны.
Именно они позволяют расширить и углубить знания учащихся о природе,
населении, хозяйстве, истории своего города и района. Пробудить любовь к
своей малой родине, к естественным наукам. Как показывает практика,
обучающиеся начальных классов не знакомы с историей своего города. Более
того, зачастую они не различают сами понятия «город», «край», «страна».
Между тем, ребятам интересно узнать, в честь кого назвали ту или иную
улицу, кто жил в этом красивом доме много лет назад, и почему у города такое
величественное имя?
Цель курса «Краеведение с проектной деятельностью» - расширение
историко-географических представлений о своём крае, воспитание чувства
любви и гордости за свой город.
Задачи курса:
- охарактеризовать природные богатства, климат, животный и растительный
мир нашего края;
- познакомить обучающихся с историко-культурными памятниками города;
- охарактеризовать особенности населения, его промыслы, художественную
деятельность и творчество;
- развивать творческие способности обучающихся, их познавательную
активность;
- познакомить с творчеством выдающихся людей нашего края, с
государственной символикой;
- воспитание любви к родному краю, патриотизма;
- развитие экологического мышления;
- приобретение знаний, умений и навыков в практической деятельности по
охране растений и животных своего края;
Реализовать цели и задачи помогут различные формы и методы: лекции,
творческие задания, практические работы, самостоятельный поиск, экскурсии,
проекты, выставки, круглые столы и др.
Формы и методы должны быть такими, чтобы они давали возможность
обучающимся самостоятельно искать пути решения возникающих проблем,
повышать интерес к предмету, к своей родине.
Планируемые результаты.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а
именно:
а) личностные универсальные учебные действия:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к
школе, к окружающему миру, родному городу; понимания необходимости
учения; личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я
хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты);
б) регулятивные универсальные учебные действия:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; определять и
формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению
проблемы (задачи); учиться находить и формулировать учебную проблему
совместно с учителем; составлять план выполнения задач, решения проблем
творческого и поискового характера совместно с учителем/самостоятельно;
работая по составленному плану, использовать наряду с основными и
дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы,
средства ИКТ); умение соотнести результат своей деятельности с целью и
оценить его; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех,
исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и
пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
в) познавательные универсальные учебные действия: извлекать
информацию; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать
необходимость нового знания; делать предварительный отбор источников
информации для поиска нового знания; добывать новые знания (информацию)
из различных источников и разными способами; самостоятельно
предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной
задачи, состоящей из нескольких шагов; перерабатывать информацию для
получения необходимого результата.
г) коммуникативные универсальные учебные действия:
доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и
диалогической речи; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с
учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с
применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения,
аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; учиться
критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции
(взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласия с ними свои интересы
и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное
взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и
т.д.)
Содержание учебного курса с указанием форм организации и видов
деятельности
В 5 классе учебный курс «Краеведение с проектной деятельностью»
предусматривает ряд основных направлений:
Что такое краеведение (4 часа).
Введение понятия «краеведение». Когда оно зародилось в России и на Урале.
Географическое
положение
Екатеринбурга.
Введение
основных
географических
понятий: материк,
часть
света,
страна,
край,
город. Географическое положение Екатеринбурга на карте России, Урала и
Свердловской области. Граница Европа - Азия.
История Екатеринбурга (8 часов).
Дети знакомятся с этапами становления родного города, с историческими
событиями и достопримечательностями.
Зарождение Екатеринбурга. Происхождение названия города. День основания
(18 ноября 1723г) и День рождения города (третья пятница августа). Экскурсия
в Исторический сквер. Осмотр памятника В.Н. Татищеву и В.И. де Генину.
Панорама сквера. Что такое плотина и зачем ее построили? Барельеф на стене
справа и слева от плотины. Капсула времени. Образцы горных пород в
Историческом сквере.
Здания: на левом берегу – Отдел природы Свердловского областного
краеведческого музея и Музей истории архитектуры и промышленной
техники Урала. На правой стороне, за мостиком, Музей изобразительного
искусства. Улицы и площади нашего города, их старые и новые названия.
Рассказ обучающихся об улице в своем микрорайоне. Составление плана
своего микрорайона, квартала с указанием своей улицы и номера дома.
Нахождение своей улицы на карте города.
Наши знаменитые земляки (10 часов).
Почетные граждане нашего города (академики Большаков и Шварц С.С.,
изобретатель радио А.Попов, художники А.И. Корзухин и Решетников,
президент Б.Н Ельцин и др.) Знакомство с творчеством Д.Н. Мамина Сибиряка. «Аленушкины сказки». Экскурсия в Музей писателей Урала.
Знакомство со сказами П.П. Бажова. Выставка рисунков. Экскурсия в Доммузей Бажова, в Музей истории камнерезного и ювелирного искусства.
Обучающиеся знакомятся с творчеством выдающихся людей нашего края –
поэтов, писателей, художников.
Природные условия Екатеринбурга (8 часов).
Водоемы нашего города. (5 часов) Река Исеть- главная водная артерия города.
Понятия «исток», «устье», «протяженность». Пруды на реке Исеть: Городской,
Парковый, Верх-Исетский и Нижне-Исетский пруды. Озеро Шарташ. Его
история в XVIII – XiX вв. Судьба Шарташа в наши дни. Экскурсия на
Каменные палатки.
Рельеф Екатеринбурга и его окрестностей. (3 часа) Наиболее высокие точки
города: Московская, Ивановская, Уктусские горы и гора Татищева.
Расположение этих гор на карте, происхождение названий. Экскурсия на
Вознесенскую горку. Панорама центральной части города. Усадьба
Харитоновых- Расторгуевых. Вознесенская церковь. Храм-на-крови (на месте
дома Ипатьева, где была расстреляна семья последнего русского царя
Николая II.
Удивительна и красива природа нашего края. Совместные походы детей и
родителей на природу, поездки на наиболее известные скалы в окрестностях
города с последующим запечатлением на фотоаппараты, видеокамеры и с
отчетом об этих поездках. Гора Волчиха. Скалы Семь Братьев, Чертово
Городище. Природный парк Оленьи ручьи. Тальков камень. Карьер Старая
линза и др.
Погода и климат нашего края (2 часа)
Введение понятий «погода» и «климат». Уроки по фенологии. Наблюдения за
сезонными изменениями в природе и за датами наступления тех или иных
природных явлений в нашем регионе.
Чему мы научились (2 часа). Защита лэпбуков
На изучение учебного курса «Краеведение с проектной деятельностью»
отводится в 5 классе 34 часа (1 час в неделю).
Тематическое планирование учебного курса «Краеведение с проектной
деятельностью»
Наименование
раздела
Что такое
краеведение
История
Екатеринбурга
Наши
знаменитые
земляки
Наименование темы
Введение понятия «краеведение»
Кол-во
часов
1
Географическое положение Екатеринбурга.
Введение основных географических понятий
Определение на карте координат указанных
географических объектов
Площадь и численность населения
Екатеринбурга
Зарождение Екатеринбурга
1
Основатели нашего города: В.Н. Татищев и В.И.
де Генин
Исторический сквер – место основания нашего
города (экскурсия)
Екатеринбургу – 300 лет!
Улицы и площади нашего города
Храм- на-крови – место гибели семьи последнего
русского царя
Почетные граждане нашего города (академики
Большаков и Шварц С.С., изобретатель радио
А.Попов, художники А.И. Корзухин и
Решетников, президент Б.Н Ельцин и др.)
Знакомство с творчеством Д.Н. Мамина Сибиряка. «Аленушкины сказки»
Экскурсия в Музей писателей Урала
Знакомство со сказами П.П. Бажова
Экскурсия в Дом-музей Бажова, в Музей истории
камнерезного и ювелирного искусства
Водоемы нашего города.
1
Природные
условия
Екатеринбурга Река Исеть- главная водная артерия города
Пруды на реке Исеть: Городской, Парковый,
Верх-Исетский и Нижне-Исетский пруды
Речки Уктус и Патрушиха. Животный и
растительный мир в их районе
Озеро Шарташ. Его история в XVIII – XiX вв.
Судьба Шарташа в наши дни
Шарташский лесопарк и Каменные палатки.
Экскурсия
1
1
1
2
1
1
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
Рельеф Екатеринбурга и его
окрестностей. Наиболее высокие точки города:
Московская, Ивановская, Уктусские горы и гора
Татищева
Гора Вознесенская. Экскурсия
Удивительна и красива природа нашего
края! Гора Волчиха. Скалы Семь Братьев,
Чертово Городище, Тальков Камень
Погода и климат нашего края. Введение понятий
Погода и
климат нашего «погода» и «климат»
края
Уроки по фенологии
Защита лэпбуков
Чему мы
научились
1
1
1
1
1
2