Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Диалогическая компетентность современного человека»
составлена на основе
авторской программы С.В. Беловой
«Диалогическая
компетентность современного человека»// Белова С.В. Элективные курсы гуманитарной
направленности для различных профилей обучения. М., «Глобус», 2019.
Рабочая программа курса имеет следующие цели обучения:
сформировать готовность к получению профильного высшего образования;
обучить навыкам эффективной коммуникации в различных условиях общения;
раскрыть многообразие стилистических возможностей русского языка в разных
функциональных стилях (прежде всего в официально деловой речи );
повысить общую речевую культуру;
дать представление о нормах устной и письменной деловой речи;
расширить активный словарный запас учащихся;
показать значение специальной лексики, фразеологии, используемой
в
официально-деловом стиле
Учебно-методический комплекс по Курс нацелен также на формирование и развитие у
будущего специалиста – участника профессионального общения – комплексной
коммуникативной компетенции в деловом языке, представляющей совокупность знаний,
умений, способностей, инициатив личности, необходимых для установления
межличностного контакта а профессиональной, производственной и других сферах и
ситуациях человеческой деятельности
Компетенция специалиста в определенной области характеризуется не только
профессиональными знаниями, навыками, умениями, но также и развитыми социальнокоммуникативными способностями, обеспечивающими креативный (творческий) уровень
профессиональной деятельности.
Для будущего специалиста имеет значение:
социально-коммуникативная компетенция (проявляется в способности участников
совместной деятельности посредством
языка и социокультурных знаний
устанавливать межличностную коммуникацию для достижения конкретных задач –
публичное выступление с научным докладом, презентация и т.д.);
профессионально-деловая компетенция (представляет собой умение посредством
языка, предметных и социокультурных знаний организовать и оптимизировать тот
или иной вид профессионально-делового взаимодействия личностей).
Курс «Диалогическая компетентность современного человека» разработан на основе
требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной
программы. Он складывается из следующих тематических разделов:
1. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое
разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы
унификации языка служебных документов. Свойства русской официальноделовой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов.
Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивнометодических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления
документов. Речевой этикет в документе.
2. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные
виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск
материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы
поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное
оформление публичного выступления. Понятность, информативность и
выразительность публичной речи.
3. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного
языка; речевое взаимодействие; основные единицы общения ; устная и
письменная разновидности официально-делового языка; нормативные,
коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи;
официально-деловой стиль.
В соответствии с тремя функциями, присущими учебной деятельности:
информационно-ориентировочной,
операционно-исполнительной
и
контрольнокоррекционной, - в качестве приоритетных выделяются три блока умений:
1. Воспринимать учебный материал: наблюдение, слушание, чтение.
2. Классификации и обобщения.
3. Самоконтроль.
Основные задачи курса определены с учетом сложившейся специфики современного
гуманитарного образования:
К ним относятся:
закрепление и совершенствование навыков владения нормами русского
литературного языка;
формирование языковых, социокультурных знаний в области коммуникативной
компетенции будущего специалиста (виды общения, вербальные и невербальные
средства коммуникации);
развитие речевого мастерства для подготовки к профессиональным ситуациям
общения (ведение переговоров, дискуссии и т.п.);
повышение культуры деловой речи и уровня культуры речевого поведения в
сферах устной и письменной коммуникации;
совершенствование общеучебных интеллектуальных, информационных умений и
навыков в области деловой речи и делового общения;
формирование практических умений в области стратегии и тактики речевого
поведения в различных формах и видах коммуникации (письменные, устные
формы и жанры речи; монологический, диалогический, полилогический виды
речи).
Основные задачи профильного образования, связанного с деловой коммуникацией,
заключаются в следующем:
обретение необходимого системного комплекса профессиональных знаний;
получение практических навыков (принятие решений, наблюдение, анализ
ситуаций) и развитие способностей (лидерских, коммуникационных);
обучение профессиональному общению в области избранной специализации;
формирование коммуникативной компетенции будущего специалиста;
формирование системы профессиональных, общечеловеческих, моральных,
культурных и иных ценностей.
Образовательные результаты программы
Предполагается, что, усвоив программу курса «Диалогическая компетентность
современного человека», учащиеся будут иметь опыт:
говорить и писать, владея навыками деловой речи;
уметь излагать свои мысли в устной и письменной форме в деловом общении;
уметь подобрать необходимую литературу на определенную тему;
знать организацию речи в соответствии с видом и ситуацией общения, правила
речевого этикета;
усвоить нормы делового письменного и устного языка, средства создания деловой
письменной и устной речи;
следить за точностью, логичностью и выразительностью речи;
определять цель и понимать ситуацию общения;
учитывать социальные и индивидуальные черты личности собеседника;
прогнозировать развитие диалога, реакции собеседника;
направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности;
трансформировать вербальный и невербальный материал в соответствии с
коммуникативной задачей;
владеть основными видами публичных выступлений (дискуссии, дебаты, полемика
и т.д.);
осмысливать цель чтения, находить нужную информацию по заданной теме,
свободно ориентироваться и воспринимать тексты официально-делового стиля;
развить способность задавать содержательные вопросы касательно курса делового
русского языка.
Учебно-тематический план
№
урока
1-2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27-28
29-30
Тема
1. Деловая коммуникация
Деловое общение: Устное - письменное. Диалогическое - монологическое.
Межличностное - публичное. Непосредственное - опосредованное. Контактное дистантное.
Особенности деловой речи: Диалог. Монолог. Полилог. Дистантное общение
Жанровые разновидности письменного и устного общения: Письменная и
устная деловая речь. Организационно-распорядительная документация. Реклама.
Деловые бумаги. Лексика, грамматика, синтаксис языка деловых документов
Формы и культура деловой коммуникации:
Деловая беседа. Структура деловой беседы: 1) начало; 2) передача информации; 3)
аргументирование; 4) опровержение доводов собеседника; 5) принятие решений.
Деловая беседа по телефону
Деловое совещание:
Тема. Цель. Перечень обсуждаемых вопросов. Время начала и окончания
совещания. Место проведения
Пресс-конференция:
Структура пресс-конференции. Правила проведения пресс-конференции. Вводная
часть. Приветствие. Объяснение. Программа. Представление выступающих
Инновационные формы делового общения:
Презентация. «Круглый стол». Собрание акционеров. Брифинг. Выставка и
ярмарка товаров
Традиционные жанры деловой коммуникации:
Публичные речи. Интервью. Комментарий. Требования к публичной речи:
Инвенция. Диспозиция. Элокуция. Меморио
Специфические жанры деловой коммуникации:
Спор. Полемика. Групповая дискуссия. Прения
2. Устное и письменное деловое общение
Деловой этикет: Деловая этика. Виды этикета. Воинский этикет.
Дипломатический этикет. Церковные (православный) этикет. Светский этикет.
Служебный (деловой) этикет. Сетикет. Этикетная формула. Приветствие.
Прощание. Благодарность. Просьба. Извинение. Предложение. Приглашение
Риторика – часть культуры делового общения: Эмоциональность речи. Метафора.
Ирония. Парадокс. Намек. Градация. Виды вопросов, употребляемых в деловом
взаимодействии
Паралингвистика
Невербальная коммуникация
Энергетика речи
3. Официально-деловой стиль. Жанры деловой речи
Функциональные стили русского языка. История официально-делового стиля.
Язык деловых бумаг
Официально-деловой стиль как язык документов. Трафарет. Анкета. Таблица
Язык деловой переписки. Жанры письменной деловой речи
Деловые письма. Виды деловых писем
4. Нормы деловой речи
Языковые аспекты официально-делового стиля
Лексические нормы деловой речи
Фразеология деловой речи
Грамматические особенности письменной деловой речи
Грамматические особенности устной деловой речи
Синтаксис письменной деловой речи
Синтаксис устной деловой речи
Фонетические нормы деловой речи
Фонационные средства устной деловой речи
5. Дополнительный блок «Выбор профессии»
Количество
часов
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
Формы организации занятий и контроля за знаниями учащихся
Основной единицей учебной работы является теоретико-практическое занятие.
Предлагается следующий баланс времени на освоение материала:
30-40 % времени – на освоение теоретического материала; 70-60 % времени – на
выполнение практических заданий, тренингов, деловых и ролевых игр, практикумов. Для
формирования практических навыков и умений введена система обучающих игр
(имитационных, поисковых, исследовательских).
промежуточный и итоговый контроль проводится в различной форме: «Портфель
курса», эссе, различные творческие задания, тесты с использованием техники
множественного выбора, открытые тестовые задания, тесты на установление
соответствия, исключения лишнего и т.д.
ОУН по курсу «Диалогическая компетентность современного человека» в 11
классе
Раздел
Общие учебные умения,
способы деятельности
навыки
и
коммуникативные
(владение
всеми
видами
речевой
деятельности и основами культуры устной и письменной речи,
базовыми умениями и навыками использования языка в
жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение,
синтез,
обобщение,
абстрагирование,
оценивание
и
классификация), информационные (умение осуществлять
библиографический поиск, извлекать информацию из различных
источников, умение работать с текстом), организационные
(умение формулировать цель деятельности, планировать ее,
осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
1
1. Деловая коммуникация
2
2. Устное и письменное
деловое общение
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями
и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся
сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и
сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование,
оценивание и классификация), информационные (умение
осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из
различных
источников,
умение
работать
с
текстом),
организационные (умение формулировать цель деятельности,
планировать ее, осуществлять самоконтроль,
самооценку,
самокоррекцию).
3
3.
Официально-деловой
стиль. Жанры деловой речи
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями
и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся
сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и
сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование,
оценивание и классификация), информационные (умение
осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из
различных
источников,
умение
работать
с
текстом),
организационные (умение формулировать цель деятельности,
планировать ее, осуществлять самоконтроль,
самооценку,
самокоррекцию).
4
4. Нормы деловой речи
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями
и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся
сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и
сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование,
оценивание и классификация), информационные (умение
осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из
различных
источников,
умение
работать
с
текстом),
организационные (умение формулировать цель деятельности,
планировать ее, осуществлять самоконтроль,
самооценку,
самокоррекцию).
5
5. Дополнительный
«Выбор профессии»
блок
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями
и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся
сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и
сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование,
оценивание и классификация), информационные (умение
осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из
различных
источников,
умение
работать
с
текстом),
организационные (умение формулировать цель деятельности,
планировать ее, осуществлять самоконтроль,
самооценку,
самокоррекцию).