Mynraqr.rnanrHoe aBroHoMHoe o6qeo6pasoBarerbHoe flpexAeul{e
cpeAns-s o6rqeo6pa:orarerbHas rrxona Ns 4l
202&
r.
COIII JS 41
foronuna
fIONOXEHI4E
o 6u6tuoreKe MyHl'IquiliurbHoro aBToHoMHoro
yqpenq eHvrfl.
cpeAHefi o6qeo6pasoBareJlbHofi rur> rt-re tt,l
202e(.. r.
Положение о библиотеке Учреждения
1. Общее положение
1.1 Данное Положение о школьной библиотеке образовательной организации разработано
в соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации» с изменениями на 16 апреля 2022 года из ФЗ от 29.12.94 № 78-ФЗ
«О библиотечном деле» в редакции от 11 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии
экстремистской деятельности» с изменениями от 1 июля 2021 года, а также Устава
общеобразовательной организации и других нормативных правовых актов Российской
Федерации, регламентирующих деятельность общеобразовательных организаций.
В соответствии с ч.3. ст.5 Федерального закона от 29.12.12. «Об образовании в Российской
Федерации» гарантируются общедоступность и бесплатность пользования библиотекой в
соответствии с государственными образовательными стандартами начального общего,
основного общего и среднего общего образования».
В силу ч.1. ст.5 Федерального закона от 29.12.94 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» каждый
гражданин, независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального
положения, политических убеждений, отношения к религии имеет право на библиотечное
обслуживание. Таким образом, пользователями библиотеки в образовательном
учреждении являются обучающиеся, педагогические работники, родители обучающихся.
1.2. Цели библиотеки соотносятся с целями Учреждения: формирование общей культуры
личности обучающихся на основе усвоения государственного образовательного
стандарта, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и
последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание
гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к
окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
1.3. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации и исполнительных органов Свердловской области,
решениями Департамента образования Администрации города Екатеринбурга, Уставом
образовательного учреждения, настоящим Положением.
1.4. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия
их предоставления определяются настоящим Положением.
1.5. Учреждение несет ответственность за доступность и качество деятельности
библиотеки.
1.6. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в
соответствии с правилами техники безопасности, противопожарными и санитарногигиеническими требованиями.
2. Основные задачи библиотеки
Основными задачами библиотеки являются:
а) обеспечение участниками образовательного процесса – обучающимся, педагогическим
работникам, родителями, (иным законным представителями) обучающихся (далее пользователям) – бесплатного доступа к информации, знаниям, идеям, культурным
ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов
образовательного учреждения на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд
периодических изданий), цифровом (СD-диски) и иных носителях;
б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации
обучающегося, развитии его творческого потенциала;
в) формирование навыков независимого пользователя: обучение поиску, отбору и
критической оценке информации;
г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных
процессов, формирование комфортной среды.
3. Основные функции библиотеки
Для реализации основных задач библиотека:
а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов образовательного
учреждения:
комплектует фонд учебными, художественными, научными, справочными,
педагогическими и научно-популярными изданиями на бумажных и электронных
носителях;
пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами данных
других учреждений и организаций;
аккумулирует фонд документов, создаваемых в образовательном учреждении
(публикаций и работ педагогов образовательного учреждения, лучших научных работ и
исследовательских работ обучающихся и др.);
осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;
б) создает информационную продукцию:
организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный,
систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические
картотеки);
разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры,
указатели и т.п.);
обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;
в) осуществляет индивидуальное и дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание обучающихся:
создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной,
творческой деятельности;
организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и
потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков
работы с книгой и информацией;
оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе
их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и
читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;
г) осуществляет индивидуальное и дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание педагогических работников:
выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с
обучением, воспитанием и здоровьем детей;
содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации,
проведению аттестации;
осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых
поступлений и публикаций), информирование руководства общеобразовательного
учреждения по вопросам управления образовательным процессом;
способствует проведению занятий по совершенствованию информационной
культуры;
д) осуществляет индивидуальное и дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:
удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в
библиотеку;
консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с
информацией по воспитанию детей;
консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
4. Организация деятельности библиотеки
4.1. Структура библиотеки включает отделы: отдел учебников, абонемент, читальный зал.
4.2. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечноинформационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами
образовательного учреждения, программами, проектами и планом работы библиотеки.
4.3. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации
образования и в пределах средств, выделяемых на пополнение фонда библиотеки,
образовательное учреждение обеспечивает библиотеку:
- гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных
ресурсов;
- необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со
структурой библиотеки;
- ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования;
- техникой и канцелярскими принадлежностями.
4.4. Учреждение создает условия для сохранности имущества библиотеки.
4.5. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда,
комплектование учебного фонда в соответствии с федеральным перечнем учебников и
учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности
библиотеки несет руководитель образовательного учреждения в соответствии с Уставом
учреждения.
4.6. Режим работы библиотеки определяется в соответствии с правилами внутреннего
трудового распорядка Учреждения. При определении режима работы предусматривается
выделение:
- двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутри-библиотечной работы;
- одного раза в месяц - санитарного дня, в который обслуживание пользователей не
производится;
- не менее одного раза в месяц - методического дня.
4.7. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в
работе с детьми и юношеством библиотека взаимодействует с библиотеками
Министерства культуры Российской Федерации.
5. Управление. Штаты
5.1. Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации, Свердловской области, Уставом образовательного учреждения,
штатным расписанием.
5.2. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет руководитель
образовательного учреждения.
5.3. Текущее руководство библиотекой осуществляет педагог - библиотекарь, которая
несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и руководителем
образовательного учреждения, обучающимися, их родителями (иными законными
представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с
функциональными
обязанностями,
предусмотренными
квалификационными
требованиями, трудовым договором. Должностной инструкцией и Уставом
образовательного учреждения.
5.4. Педагог-библиотекарь назначается руководителем образовательного учреждения,
может являться членом педагогического коллектива и входить в состав педагогического
совета образовательного учреждения, вести педагогическую деятельность.
5.5. Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает специалист
(методист) по учебным фондам и школьным библиотекам районного управления
образования.
5.6. Педагог-библиотекарь разрабатывает и представляет руководителю образовательного
учреждения на утверждение следующие документы:
а) положение о библиотеке, включая правила пользования библиотекой;
б) планово-отчетную документацию;
в) технологическую документацию.
5.7. Порядок комплектования штата библиотеки регламентируется штатным расписанием.
5.8. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую
профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной
характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную
документами об образовании и (или) квалификации.
5.9. Работники библиотеки могут осуществлять педагогическую деятельность.
Совмещение
библиотечно-информационной
и
педагогической
деятельности
осуществляется работником только на добровольной основе.
5.10. Трудовые отношения работников библиотеки регулируются трудовым договором,
условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о
труде.
6. Права и обязанности работников библиотеки
Работники библиотеки имеют право:
а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного
обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и
задачами, указанными в Уставе образовательного учреждения и положении о библиотеке
образовательного учреждения;
б) проводить в установленном порядке занятия библиотечно-библиографических знаний и
информационной культуры;
в) определять источники комплектования информационных ресурсов;
г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету
библиотечного фонда;
д) определять в соответствии с Правилами пользования библиотекой, утвержденными
руководителем образовательного учреждения, и по согласованию с Советом родителей
виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки; е)
участвовать в управлении образовательным учреждением в порядке, определяемом
Уставом учреждения;
ж) иметь ежегодный отпуск;
з) быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия,
предусмотренным для работников образования и культуры;
и) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе
библиотечных ассоциаций или союзов.
Работники библиотеки обязаны:
а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами
библиотеки;
б) информировать пользователей о видах предоставляемых услуг;
в) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию,
размещение и хранение;
г) обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой
образовательного учреждения;
д) отчитываться в установленном порядке перед руководителем образовательного
учреждения;
ж) повышать квалификацию.
7. Права и обязанности пользователей библиотеки
7.1. Пользователи библиотеки имеют право:
а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных
ресурсах и предоставляемых услугах;
б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные
издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;
д) продлевать срок пользования источниками информации;
е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки
на основе фонда библиотеки;
ж) получать консультационную помощь в работе с информацией при пользовании
электронным и иным оборудованием;
з) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
и) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю образовательного
учреждения.
7.2. Пользователи библиотеки обязаны:
а) Согласно ст.9 Закона о библиотечном деле пользователи библиотек должны соблюдать
правила пользования библиотеками.
б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страницы, не
делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях,
оборудованию, инвентарю;
в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки,
расположения карточек в каталогах и картотеках;
г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;
д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника. При отсутствии информирования ответственность
за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;
е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ;
ж) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;
з) пользователи библиотеки, нарушившие правила пользования библиотеки и
причинившие библиотеке ущерб, компенсируют его в размере, установленном правилами
пользования библиотекой, а также несут иную ответственность в случаях,
предусмотренных
действующим
законодательством.
В
случае,
если
у
несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет нет доходов или иного имущества,
достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в
недостающей его части родителями (законными представителями) обучающегося, если
они не докажут, что вред возник не по их вине. За вред, причиненный
несовершеннолетним, не достигшим 14 лет, отвечают его родители (законные
представители), если они не докажут, что вред возник не по их вине.
и) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в
образовательном учреждении.
8. Правила пользования школьной библиотекой
8.1. Порядок пользования библиотекой:
а) запись обучающихся Школы в библиотеку производится по списочному составу класса
в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников образовательного
учреждения, родителей (иных законных представителей) обучающихся – по паспорту;
б) перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;
в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский
формуляр;
в) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда и
их возвращения.
8.2. Порядок пользования абонементом:
а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух
документов одновременно;
б) максимальные сроки пользования документами:
учебники, учебные пособия - учебный год;
научно-популярная, познавательная, художественная литература - 1 месяц;
периодические издания, издания повышенного спроса -15 дней;
в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует
спрос со стороны других пользователей.
8.3. Порядок пользования читальным залом:
а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;
б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре
документы выдаются только для работы в читальном зале.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение о школьной библиотеке является локальным нормативным
актом, принимается на Совете школы и утверждается (либо вводится действие) приказом
директора общеобразовательной организации.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
9.3. Положение о библиотеке общеобразовательной организации принимается на
неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке,
предусмотренном п.9.1. настоящего Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.