Главная Написать нам Публичный доклад Карта сайта Вход
Версия для слабовидящих

Реализация принципа преемственности в работе педагога начальных классов при подготовке обучающихся к ГИА

 

                                                                        Буланджаклы Татьяна Васильевна,
                                                                         учитель начальных классов МБОУ СОШ № 41,
                                                                         первая квалификационная категория

 

    Реализация принципа преемственности в работе педагога начальных классов при подготовке  обучающихся к государственной итоговой аттестации

    Начальная школа обязана научить ребенка осознанному чтению, письму  и счету, правильной и полноценной речи; привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус; средствами каждого учебного предмета воспитывать лучшие нравственные качества: любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям в природе, уважительное отношение к другим народам; способствовать разностороннему гармоничному развитию младших школьников, раскрытию творческих способностей. В начальной  школе закладывается основа дальнейшего обучения.

.      Проанализировав материалы ГИА И ЕГЭ 9-х и 11-х классов, можно увидеть, что некоторые темы затрагиваются уже на первой ступени обучения, а именно в начальной школе. С этой целью сейчас почти во всех УМК для начальной школы в методических рекомендациях введено тестирование по основным предметам, где проверяются не только практические, но и теоретические знания.

      Что и как может сделать учитель начальных классов для ЕГЭ?

      В первую очередь надо  уяснить  для самого себя, что единый государственный экзамен и подготовка к нему это не только проблема учителей-предметников среднего и старшего звена, но и всех учителей, работающих в образовательном учреждении. Только слаженная совместная работа начального, среднего и старшего звена может дать положительные результаты.

      Работая в 4 классе, я использую следующие пособия:

 1) Л.А. Иляшенко «Математика. Итоговая аттестация» (Типовые тестовые задания за курс начальной школы)

 2) И.В. Щеглова «Русский язык. Итоговая аттестация» (Типовые тестовые задания за курс начальной школы).

      Используемые в начальной школе тесты позволяют выяснить насколько знания и умения учащихся соответствуют основным программным требованиям, а также как  учащиеся умеют пользоваться своими учебными действиями при выполнении тестовой работы. Тесты составлены таким образом, что показывают уровень сформированности основных учебных умений, а именно:

  • воспринимать учебную задачу; 
  • контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения задания.

Структура данных тестов приближена к структуре КИМов для учащихся 9 и 11 классов.

Часть А– это задания с 1 по 12, в которых предлагается выбрать правильный ответ из 4-х.

Часть Б– это задания 13-14 требуют краткой записи ответов.

Часть С– это задание 15 требует лаконичного ответа, а также выполнения задания творческого характера по русскому языку и решение логической задачи по математике.

       Рассмотрим изучение предмета «Математика». Что важно усвоить в начальной школе для дальнейшего успешного обучения?

      Основной задачей начальной  школы является сформировать у ребенка представления о числе как о количестве, сформировать образы и понятия отношений «больше на/в …» и «меньше на/в …», научить школьника считать, выполняя практически необходимые операции с числами. Необходимо твердое знание таблицы умножения. К окончанию  начальной школы ребенком должны быть усвоены случаи устного и письменного деления, умножения, сложения и вычитания. Решение простых уравнений в начальной школе (знание названий компонентов и их нахождение)  - это тоже работа на будущее. Обучающийся должен уметь решать задачи разными способами, составлять краткую запись, схему, чертеж. К окончанию начальных классов у ребенка должны быть сформированы умения оперировать геометрическим материалом. Задачи на нахождение периметра и площади прямоугольника и квадрата тоже очень важны.

         По предмету «Русский язык».

         Полученные знания в начальной  школе нужны для успешной сдачи ЕГЭ и ГИА. Вот примеры некоторых заданий и их соответствие заданиям ЕГЭ и ОГЭ:

   1.    Выпускники начальной школы должны знать звуки и буквы гласные и согласные, их классификацию, функции йотированных гласных, уметь производить фонетический разбор слова.

Например,  задание № 1 в тесте: в каком слове букв больше, чем звуков?

1)      парта                     3) Юра

2)      коньки                   4) букет

(соответствует заданию ЕГЭ  в 11 классе)

 2.    Умение определять ударение в слове.

  Например, задание № 3 в тесте: укажи слово с ударением на первом слоге.

1)      щавель                    3) свёкла

2)      цемент                     4) начать

(соответствует заданию ЕГЭ  в 11 классе)

  3.    Должны уметь разбирать слова по составу.

 Например, задание № 4  в тесте: в каком слове отсутствует приставка?

1)      скала                       3) сходка

2)      съехать                    4) сварка

         (соответствует заданию в 9 классе)

  4.   Должны знать признаки предложения: главные и второстепенные члены предложения.

Например, задание № 12 в тесте: укажи вариант, в котором верно указаны главные члены предложения.

     Выглянуло солнышко и покатилось по синему небу.

1)      выглянуло солнышко

2)      солнышко выглянуло и покатилось

3)      покатилось по небу

4)      по синему небу

            (соответствует заданиям в 9 и 11 классах)

     5.   Должны уметь правильно писать слова с изученными орфограммами.

Задание № 6: при написании какого слова нужно использовать правило: «Безударные гласные в корне проверяй ударением»?

1)      з_морозить                      3) х_трец

2)      м_розный                        4) сад_к

(соответствует заданиям в 9 и в 11 классах)

Задание № 7: укажи слово, в котором пропущена буква «з».

1)      _делать                             3) привё_

2)      ру_кий                              4) поло_ка

            (соответствует заданиям в 9 и в 11 классах)

 Задание № 13: запиши проверочное слово для пропущенного написания в слове

                             «счас_ливый»

             (соответствует заданию в 9 классе)

   6.  Уметь правильно пунктуационно оформлять на письме простое предложение: ставить знаки завершения, запятую между однородными членами в изученных случаях.

Задание № 14: запиши цифры, на месте которых должны стоять запятые в предложении.

      Сучья(1) ломались(2) скрипели(3) трещали.

       (соответствуют заданиям 9, 11 класс)

      Тестовый контроль знаний учащихся помогает учителю понять, что  он упустил в своей работе, какие темы отработаны недостаточно, на что следует обратить особое внимание.

       Качество дальнейшего обучения во многом зависит и от уровня развития речи обучающихся. Работа со словом, а потом и над  текстом начинается с первого  класса и усложняется на следующих этапах. Это ответы на вопросы по содержанию, пересказ, анализ, составление плана. А со 2 класса начинается работа над изложением и сочинением. Они в начальных  классах проводятся как обучающие работы. Особое внимание надо обратить на умение формулировать основную мысль текста и её доказательства.

         Любая начатая работа, требует логического завершения. Если продолжать её в последующих классах,  то к ококнчанию 11 класса наши дети, во-первых, будут подготовлены  к единому государственному экзамену, а во- вторых, научаться решать практические проблемы самостоятельно  и, скорее всего, успешно.